
Уральский бренд из науки в кино и обратно. Часть 6


За создание фильма взялись молодые режиссеры Александр Оленин и Евгений Некрасов, к которым в дальнейшем, для решения возникших затруднений, присоединился более опытный Иван Константинович Правов, в те годы работавший режиссером-постановщиком в свердловском ТЮЗе. Консультировал режиссерскую команду Георгий Корнеевич Волосюк, который на тот момент занимал пост заместителя министра геологии, а ранее (с 1938 г.) руководил Алмазным бюро при Комитете по делам геологии, как первоначально называлось Мингеологии. Фактически Г.К. Волосюк являлся строителем алмазной отрасли СССР.
Режиссеры подобрали блестящий актерский состав, в который вошли такие знаменитости, как Всеволод Санаев (Сергей Нестеров), Нина Алисова (геолог Варвара Меньшикова, невеста Сергея), Василий Ванин (секретарь Красногорского райкома Игорь Саламатов), Евгений Агуров (геолог Борис Палехов), считавшийся корифеем свердловской драмы. Впрочем, на роль лесничихи Правов пригласил никому еще неизвестную Лидию Седову из Свердловской школы киноактера, открывшейся в 1944 г. при киностудии, и в своем выборе не ошибся – девушка отлично справилась с ролью.
В фильме ярко выражены Бажовские мотивы, связанные с появлением в жизни Нестерова лесной хозяйки Христины-Диковинки и выбором между Луниной и бывшей невестой Варварой. При этом на экране ярко высвечены мечты о появлении в дикой тайге Алмазного города, которые то тут, то там рассеяны по страницам первоисточника, например, вкраплены в речь Марии Семеновны Луниной, мамы Христины:
«…Может, и у нас город будет! Надоело ведь за каждой мелочью в Красногорск-то таскаться! Сплыть – сплывешь, а обратно все на шесте да на шесте толкаешься. За сто верст так руки отмахаешь, что потом два дня лежишь, шевельнуться не можешь… Дал бы бог дожить!.. – Помолчав, она пояснила: – И то сказать, чудная жизнь настала. Не люди к городам, а города к людям прибиваются. Где ныне Красногорск стоит, тоже один кордон был да охотничья избушка. Знакомый лесничий жил… А теперь там бумажный комбинат поставлен, того и места не знатко…»
В фильме посыл книги предельно сконцентрирован, в репликах главного героя постоянно звучит предсказание о рождении Алмазного города, как о будущем триумфе научно-технического прогресса:
«Один камешек найдем – целый город построим»;
«Да ты понимаешь, здесь прииск будет, обогатительная фабрика… Электричество! В тайге электричество! Город будет, Филипп!» и т.д.
В книге девушки на реке, повстречавшиеся Нестерову, поют печальную песню о павшем бойце «Убили солдата в жестоком бою»; в фильме, напротив, показаны девушки на плотах, которые отправляются поступать в учебные заведения под дружную песню: «Может быть, свое простое счастье я в таежном городе найду».
Фантазия об Алмазном городе – новый шаг в развитии уральского бренда, более глубокое осмысление синтеза природы и культуры в целях постижения уральских богатств.
Окончание читайте завтра в ЖЖ… или прямо сейчас, скачав PDF-книгу!
Изучать брендинг территорий по открытому онлайн-курсу
Что читать?
Асанов Н.А. Избранные произведения: Волшебный камень. Роман; Открыватели дорог. Повесть. – М.: Советская Россия, 1986. 512 с.
Ряпусова Д.Н. Мечта об Алмазном городе: Кинорепрезентация Урала в послевоенные годы // Вестник Пермского ун-та. – 2016. Вып. 4(35). – С.75–85.
О людях, упомянутых в статье
Асанов Николай Александрович (1906–1974), писатель, журналист, в годы войны фронтовой корреспондент.
Волосюк Георгий Корнеевич (1904–1980), геолог, заместитель Министра геологии СССР, один из основателей и директор Всесоюзного научно-исследовательского института методики и техники разведки (ВИТР).