рейтинг блогов

Уральский бренд из науки в кино и обратно. Часть 2

топ 100 блогов geonasledie02.08.2021 Уральский бренд из науки в кино и обратно

Эстафету в трудной работе по формированию нового образа горнозаводского Урала переняли деятели искусства. Важнейшим этапом в развитии бренда стал рубеж 1930-х – 1940-х гг., когда произошел переход писателя-сказочника Павла Петровича Бажова от «взрослого тона» к «детскому». Разделять творчество Бажова на «тона» предложила его друг и первый биограф Людмила Ивановна Скорино. Даже неискушенному в литературной критике читателю видно, что ранние сказы полны мрачных сцен, посвящены временам крепостного права; встреча с подземными духами в этих произведениях сулит мало хорошего горняку. Главный камень ранних сказов – ядовитый малахит, который приносит мастерам болезни и раннюю смерть. Это, например, такие произведения, как «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза» (все опубликованы в 1936 г.), «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» (оба в 1938 г.).


Совершенно иначе звучат сказы нового цикла, работу над которыми писатель начал с 1938 г.: «Серебряное копытце» (1938), «Огневушка-поскакушка» (1940), «Голубая змейка» (1945) и др. Л.И. Скорино говорит о них так:

«В основе сказов "детского тона" – сказов о "первом добытчике" – поиски "земляных богатств" и радость открытий. Поэтому они не драматичны, как сказы "взрослого тона", а наоборот, оптимистичны, пронизаны веселым лукавством рассказчика и всегда заканчиваются призывом не удовлетворяться найденным, а снова искать, открывать. Концовки этих сказов говорят: мир еще не изведан до конца; природа таит огромные богатства, которые ждут еще своих добытчиков; работы – непочатый край, принимайся за дело!»

Меняется и камень, который важен в сказах ничуть не меньше персонажей: злой малахит обычно уступает место светлому хризолиту.

Не последнюю роль в этом переходе сыграло сотрудничество П.П. Бажова с писательницей Клавдией Васильевной Рождественской, с которой он познакомился в год ее переезда в Свердловск (1932), когда Клавдия Васильевна начала работать редактором детской литературы в областном издательстве. Тесное сотрудничество связывало Бажова и Рождественскую на протяжении последующих 18 лет до смерти Павла Петровича.

На рубеже 1930-х – 1940-х гг. Рождественская напряженно работала в Свердлгизе над подготовкой серии историко-краеведческих альманахов для детско-юношеского чтения. В 1939 г. под редакторством К.В. Рождественской выходит второй альманах цикла, получивший название «Золотые зерна» – от повести одного из авторов, детского писателя и популяризатора науки А.Г. Бармина. В этот сборник, рассчитанный на детей и подростков от 10 до 13 лет, вошли два произведения П.П. Бажова – «Зеленая кобылка», опубликованная под псевдонимом Е. Колдунков, и «Золотой Волос», сказка о происхождении названия озера Иткуль, под которой стояло собственное имя Павла Петровича. В 1940 г. Свердлгиз выпускает альманах «Морозко» для самых маленьких читателей. Специально для этого сборника Бажовым готовился сказ «Огневушка-поскакушка».

Рождественская активно привлекала Бажова и других авторов к созданию детских книг краеведческой направленности, на страницах которых через приключения и волшебные истории в сознании юного читателя формировался образ Урала, показывались красоты и богатства родной земли, раскрывалось место и роль Урала в составе России и СССР на протяжении веков. Участие в столь серьезном педагогическом проекте влияет на характер и поэтику произведений П.П. Бажова. Сказы о приносящих беду подземных кладах сменяются сказами о познании недр и обустройстве Уральской земли.

В литературе выкристаллизовывается главный посыл уральского бренда: облагораживание родного края с помощью горняцкого искусства. В годы Великой Отечественной войны зарождается замысел отразить этот посыл в кинематографе.

Продолжение читайте завтра в ЖЖ… или прямо сейчас, скачав PDF-книгу!
Изучать брендинг территорий по открытому онлайн-курсу

Что читать?
Бажов П.П. Уральские сказы. – В сб.: Библиотека мировой литературы для детей. Т. 25. / Вступит. ст. Л.И. Скорино. – М.: Дет. лит., 1982. – С.493–682.
Климина А.С. Альманахи для юношества в периодической печати Среднего Урала 1930-х годов / А.С. Климина, М.А. Литовская // Уральский филологический вестник. – 2018. – №3. – С.114–124.
Скачкова А. Искательница талантов [Биог. К.В. Рождественской] // Воткинские вести. – 2016, 25 марта. – №30–31. – С.3.
Скорино Л.И. Павел Петрович Бажов. – М.: Советский писатель, 1947. 275 с.

О людях, упомянутых в статье
Бажов Павел Петрович (1879–1950), писатель, сказочник, автор уникальных художественных переработок уральского фольклора, общественный деятель.
Бармин Александр Гаврилович (1900–1952), детский писатель, педагог, культработник и популяризатор науки.
Рождественская Клавдия Васильевна (наст. фамилия – Коновалова, 1901–1963), писатель, литературовед, редактор и издательский работник, общественный деятель.
Скорино Людмила Ивановна (1908–1999), литературовед, критик, заслуженный работник культуры РСФСР, в 1949–1976 зам. главного редактора журнала «Знамя».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы все давно привыкли к бренду "Русская кухня" - это сытные блюда с преобладанием мяса, горячие густые супы, разнообразные каши. Но на дворе 21 век и мы тратим гораздо меньше энергии, чем наши предки. Можно ли совместить привычные кулинарные традиции и новые вкусовые тренды? По-моему, у ...
В церемонии прощания с Нельсоном Манделой в Йоханнесбурге приняли участие лидеры около 100 стран. Собрались почти все лидеры (нынешние и прошлые) всех сколь-либо значимых государств - в том числе, несколько американских президентов, включая Обаму, британский премьер Кэмерон и все ...
Вот бы бросить все и стать художником. Сидеть на берегу моря, слушать шум прибоя и писать картины. Сначала нужно будет потренироваться, а потом создать шедевр, продать за миллион и жить себе припеваючи. В домике на морском берегу. Самый сложный шаг в этом плане — начать. Нужно взять хотя ...
 Я не знаю как и назвать это . Нужно на душе не иметь ничего святого, чтобы ...
Сегодня я схожу в парк "Олимп". Поскольку достопримечательности Кабардинки начали потихоньку заканчиваться, то особого выбора, куда сходить, уже почти и не было. Тем более, что интернет славит сей парк как место приятное во всех отношениях. Хотя совсем рядом и есть Сафари-парк , и сов ...