Уральский андеграунд – это подвал наверху
alek_morse — 11.01.2023Уральский андеграунд – это подвал наверху
О трёхэтажной выставке
Александр СЕДОВ (с) обзор / январь 2023 г.
.
В Музее архитектуры и дизайна Уральской государственной архитектурной академии (на ул. Горького, 4а) проходит арт-фестиваль под интригующим названием «Андеграунд». Шесть десятков современных уральских художников взялись поиграть (многие на полном серьёзе) в «подвальное искусство» и выставили свои картины аж на трёх этажах. Только этажи идут не под землю (согласно значению английского слова underground), а устремлены вверх.
.
Поднимаясь по лестнице на очередной уровень выставки, я заметил коллегам-экскурсантам, что было логичнее назвать экспозицию «Апперграунд», то есть «над землёй». На что слегка запыхавшийся архитектор Павел Ложкин, мой добрый товарищ и участник проекта ответил, что некоторые художники предлагали название «Оупенграунд», что значит «открытая земля», но организаторы твёрдо решили держаться позднесоветской традиции именовать неофициальное искусство «подвальным». Насколько справедливо считать выставленные работы неофициальным и гонимым искусством, можно проверить, обойдя сотни работ часа за два. И хотя устроитель проекта художник Лев Хабаров уверял перед началом осмотра, что основной посыл выставки –показать искусство, сделанное не на заказ, среди представленных работ немало и таких, которые буквально вопиют о своём коммерческом потенциале.
.
Во время экскурсии в лабиринтах центра нам повстречался художник и джазовый музыкант Андрей Елецкий, любезно рассказавший о своём художественном кредо: «Мне нравятся богатые люди. Я влюблён в миллионеров». Его картины также выставлены на ул. Горького, 4а.
.
/ Андрей Елецкий "Музыкант" /
.
Есть среди выставленных картин и такие, которые по духу и технике исполнения словно задержались в конце 1980-х и явно не претендуют на успех у зрителя: спонтанная живопись или висящая на стене пустая рама. Вообще, стилистический разброс представленной живописи, графики, аппликаций и скульптуры одуряющее широк, за одним, может быть, исключением – не было и намёка на картины в стиле классического соцреализма, с которым андеграунд по-партизански боролся и который официально поборол в 1991 году. Никаких сталеваров у доменной печи или молотящих зерно румяных колхозниц. Если говорить о примерах фигуративно-сюжетной живописи (а такой было немного), то её персонажами чаще всего были сами художники, их друзья, родственники, музыканты (работа Сергея Парфенюка «Пол Маккартни» 2004 г.) или анонимные представители человечества, угодившие в ситуацию апокалипсиса.
.
/ Сергей Парфенюк "Пол Маккартни" /
.
В целом собрание картин смотрелось своеобразным коллективным отчётом уральских художников всевозможных направлений за прошедшие несколько лет (в качестве отдельного исключения можно назвать, например, работы Олега Елового, художника-легенды, умершего в 2001 году). Повторюсь, трудно говорить всерьёз об искусстве андеграунда, если в самом центре Екатеринбурга заняты выставкой огромные экспозиционные площади на трёх этажах, использованы даже прилегающие подсобные помещения, коридоры и кафе. Художники определённо не загнаны под лавку, а их творчество уже лет тридцать – признанный мейнстрим. Непонятно даже какую из представленных художественных техник или авторских манер можно по-настоящему назвать новаторской или неожиданной. Скорее следует говорить о распространённом среди художников «дожёвывании» наследия великих мастеров (например, напоминающая авторскую «гранёную» манеру Петрова-Водкина в картине Кати Дерун «Рембрандтность яблуков»).
.
/ Катя Дерун "Рембрандтность яблуков", 2022 г./
.
Аллюзии на сюрреализм и Сальвадора Дали, абстрактный геометризм, магический реализм, наив (смешные деревенские старички на картинах Леонида Баранова), ретростилизация и проч., - всё это давно не является сенсацией (как не раз говорил Серёжа Пикассо, ещё один участник выставки: «Я продолжаю Малевича»). Перед нами ставший классическим случай постмодернизма: выбирай любую технику, твори что хочешь и как видишь. Найдёшь покупателя на своё творение – молодец. Не найдёшь – засветишься перед публикой. Вряд ли этому пёстрому разнообразию можно подобрать какой-либо идеологический манифест. Если только – слово «самопрезентация».
.
/ Леонид Баранов "Дед да баба" /
.
Единственные направления, которые по старой памяти не допущены в клуб «Андеграунда» – академическая живопись (реалистические пейзажи, портреты, натюрморты и т.д.) и церковная роспись. Живопись в храмах формально не является «официальным искусством», ведь церковь по конституции отделена от государства. И было бы странно, к слову, видеть на одной стене рядом религиозное искусство и попытки эпатажа. А вот единственным признаком актуальности представленного искусства оказалась фраза куратора: «Эта картина отражает печальную ситуацию в мире…» Произносилось это напротив работ, выполненных в депрессивно-мрачных тонах или с элементами изобразительного хаоса на полотне. Зрители в задумчивости глядели на полотна.
.
/ Лев Хабаров "Смотрящие", 2023 г. /
.
Художественная неровность выставки компенсировалась рядом по-настоящему мастерских работ, не привязанных к сиюминутному эпатажу.
.
.
Отдельным удовольствием, на мой взгляд, можно считать картины упоминавшегося выше Павла Ложкина. Игровой элемент в них аннигилирует распространённую вокруг атмосферу натужного андеграунда. Зрители выставки могут также не просто лицезреть живопись Павла Ложкина, но и ознакомиться на приколотом рядом листочке со списком всегда актуальных дюпонизмов.
.
.
|
</> |