Уральский андеграунд – это подвал наверху

топ 100 блогов alek_morse11.01.2023 Уральский андеграунд – это подвал наверху 20230104_131452-02
Уральский андеграунд – это подвал наверху
О трёхэтажной выставке
Александр СЕДОВ (с) обзор / январь 2023 г.
 .
В Музее архитектуры и дизайна Уральской государственной архитектурной академии (на ул. Горького, 4а) проходит арт-фестиваль под интригующим названием «Андеграунд». Шесть десятков современных уральских художников взялись поиграть (многие на полном серьёзе) в «подвальное искусство» и выставили свои картины аж на трёх этажах. Только этажи идут не под землю (согласно значению английского слова underground), а устремлены вверх.
 .
Поднимаясь по лестнице на очередной уровень выставки, я заметил коллегам-экскурсантам, что было логичнее назвать экспозицию «Апперграунд», то есть «над землёй». На что слегка запыхавшийся архитектор Павел Ложкин, мой добрый товарищ и участник проекта ответил, что некоторые художники предлагали название «Оупенграунд», что значит «открытая земля», но организаторы твёрдо решили держаться позднесоветской традиции именовать неофициальное искусство «подвальным». Насколько справедливо считать выставленные работы неофициальным и гонимым искусством, можно проверить, обойдя сотни работ часа за два. И хотя устроитель проекта художник Лев Хабаров уверял перед началом осмотра, что основной посыл выставки –показать искусство, сделанное не на заказ, среди представленных работ немало и таких, которые буквально вопиют о своём коммерческом потенциале.
 .
Во время экскурсии в лабиринтах центра нам повстречался художник и джазовый музыкант Андрей Елецкий, любезно рассказавший о своём художественном кредо: «Мне нравятся богатые люди. Я влюблён в миллионеров». Его картины также выставлены на ул. Горького, 4а.
.
Андрей_Елецкий
/ Андрей Елецкий "Музыкант" /
 .
Есть среди выставленных картин и такие, которые по духу и технике исполнения словно задержались в конце 1980-х и явно не претендуют на успех у зрителя: спонтанная живопись или висящая на стене пустая рама. Вообще, стилистический разброс представленной живописи, графики, аппликаций и скульптуры одуряющее широк, за одним, может быть, исключением – не было и намёка на картины в стиле классического соцреализма, с которым андеграунд по-партизански боролся и который официально поборол в 1991 году. Никаких сталеваров у доменной печи или молотящих зерно румяных колхозниц. Если говорить о примерах фигуративно-сюжетной живописи (а такой было немного), то её персонажами чаще всего были сами художники, их друзья, родственники, музыканты (работа Сергея Парфенюка «Пол Маккартни» 2004 г.) или анонимные представители человечества, угодившие в ситуацию апокалипсиса.
.
Сергей_Парфенюк
/ Сергей Парфенюк "Пол Маккартни" /
 .
В целом собрание картин смотрелось своеобразным коллективным отчётом уральских художников всевозможных направлений за прошедшие несколько лет (в качестве отдельного исключения можно назвать, например, работы Олега Елового, художника-легенды, умершего в 2001 году). Повторюсь, трудно говорить всерьёз об искусстве андеграунда, если в самом центре Екатеринбурга заняты выставкой огромные экспозиционные площади на трёх этажах, использованы даже прилегающие подсобные помещения, коридоры и кафе. Художники определённо не загнаны под лавку, а их творчество уже лет тридцать – признанный мейнстрим. Непонятно даже какую из представленных художественных техник или авторских манер можно по-настоящему назвать новаторской или неожиданной. Скорее следует говорить о распространённом среди художников «дожёвывании» наследия великих мастеров (например, напоминающая авторскую «гранёную» манеру Петрова-Водкина в картине Кати Дерун «Рембрандтность яблуков»).
.
Катя_Дерун
/ Катя Дерун "Рембрандтность яблуков", 2022 г./
.
Аллюзии на сюрреализм и Сальвадора Дали, абстрактный геометризм, магический реализм, наив (смешные деревенские старички на картинах Леонида Баранова), ретростилизация и проч., - всё это давно не является сенсацией (как не раз говорил Серёжа Пикассо, ещё один участник выставки: «Я продолжаю Малевича»). Перед нами ставший классическим случай постмодернизма: выбирай любую технику, твори что хочешь и как видишь. Найдёшь покупателя на своё творение – молодец. Не найдёшь – засветишься перед публикой. Вряд ли этому пёстрому разнообразию можно подобрать какой-либо идеологический манифест. Если только – слово «самопрезентация».
.
Леонид_Баранов
/ Леонид Баранов "Дед да баба" /
.
Единственные направления, которые по старой памяти не допущены в клуб «Андеграунда» – академическая живопись (реалистические пейзажи, портреты, натюрморты и т.д.) и церковная роспись. Живопись в храмах формально не является «официальным искусством», ведь церковь по конституции отделена от государства. И было бы странно, к слову, видеть на одной стене рядом религиозное искусство и попытки эпатажа. А вот единственным признаком актуальности представленного искусства оказалась фраза куратора: «Эта картина отражает печальную ситуацию в мире…» Произносилось это напротив работ, выполненных в депрессивно-мрачных тонах или с элементами изобразительного хаоса на полотне. Зрители в задумчивости глядели на полотна.
.
Уральский андеграунд – это подвал наверху
/ Лев Хабаров "Смотрящие", 2023 г. /
.
Художественная неровность выставки компенсировалась рядом по-настоящему мастерских работ, не привязанных к сиюминутному эпатажу.
 .
Уральский андеграунд – это подвал наверху 20230104_130500
.
Отдельным удовольствием, на мой взгляд, можно считать картины упоминавшегося выше Павла Ложкина. Игровой элемент в них аннигилирует распространённую вокруг атмосферу натужного андеграунда. Зрители выставки могут также не просто лицезреть живопись Павла Ложкина, но и ознакомиться на приколотом рядом листочке со списком всегда актуальных дюпонизмов.
.

Уральский андеграунд – это подвал наверху 20230104_130158
.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хочу провести две параллели, между поиском новой работы и поиском девушки. Как я заметил, в этих процессах люди делают две основные ошибки, которые сводят на нет все усилия, будь они хоть принцами на белых жеребцах или идеальными кандидатами с отличными навыками. К сожалению, очень част ...
Афганские старшие офицеры преподносят советскому подполковнику ключ от Афганистана как символ того, что они всегда будут рады возвращению советских войск. Вывод советских войск из Афганистана. 1989 г. ...
Спросили, кто мне нравится из lj-фотографов. Отвечаю. Восхищаюсь каждой фотографией nikoljja У ohubelka прекрасные городские фото. Люблю интересные репортажи Марины seaseas . А Елена velo_de_isis заставила меня полюбить маленький остров, на котором я ...
Во втором классе я увлёкся собиранием монет - нумизматикой. Это hobby, которому я остался верен и по сей день, сочетало в себе всё то, что меня интересовало: ведь монетки, которые я выменивал, которые мне дарили, а чуть позже - и те, которые я покупал - все они были либо из тех дальних ...
Снова очередная суббота. Показывайте и рассказывайте в каких цветах прошла эта неделя и какого цвета ваш шабат) Я конечно же первым делом опробовала красный чиковский песок (Светочка очередное спасибо) Потом был выбран снова песок, он идеально подходит к моей машинке и просто красавец ...