Универсальный солдат. Fujifilm XF 16-80mm F/4 R OIS WR

На
мой взгляд, самым правильным будет для начала купить какой-то
универсальный объектив с широким диапазоном фокусных расстояний.
Поснимать полгодика. Потом с помощью Lightroom проанализировать,
какими фокусными расстояниями Вы пользуетесь чаще всего? Может
быть, есть какие-то ситуации, когда Вам не хватает возможностей
объектива и, например, нужна диафрагма поменьше. И отталкиваться от
своих потребностей, а не от слов рекламщиков.
Когда у меня только появилась первая камера Fujifilm, я очень долго снимала на «китовый» (в те времена) FUJINON XF18-55mm F/2.8-4 R LM OIS — он компактный, лёгкий и выдавал приемлемое качество картинки. Но теперь всё стало ещё лучше и удобнее. Новый FUJIFILM XF 16-80mm F/4 R OIS WR. несильно по размерам отличается от XF18-55mm F/2.8-4, но имеет более универсальные и удобные фокусные расстояния, постоянную светосилу (что важно при съёмке видео) и пыле- и влагозащиту.
На фото не самый правильный пример - мне на тест достался объектив вместе с камерой Fujifilm X-T30, но она не имеет влагозащиты. Поэтому лучше защищенный объектив использовать с защищенной камерой, такой как X-T3.
Напомню, что и в X-T30 и X-T3 стоят одинаковые матрицы, так что качество снимков будет идентичным.Объектив хорошо сбалансирован и собран.
При изменении фокусных расстояний он меняет свою длину, но даже
если камеру наклонить объективом вниз, самопроизвольно ничего не
выдвигается. Кольцо изменения диафрагмы тоже работает чётко и без
нареканий. Короче, прикрутили объектив к камере и спокойно пошли
снимать. Никаких вопросов работа с ним не вызывает.
Благодаря
своим компактным размерам объектив удобно использовать и с Fujifilm
X-T3 (после выпуска объектива он стал одним из вариантов
">),Все
приведенные в статье снимки сняты в RAW формате и сконвертированы
в
Adobe Lightroom с настройками по умолчанию. Резкость не повышалась,
никакой
дополнительной обработки не проводилось (если это отдельно не
указано). По
большинству картинок можно кликнуть мышкой и посмотреть в
оригинальном
размере.
Фокусные расстояния
Согласитесь, очень удобно иметь один объектив на все случаи жизни? Не надо таскать с собой много оптики. Можно обойтись одной камерой и одним объективом. Кроме того, что это просто удобно, так ещё и меньше пыли на матрицу попадает. Ну и Вы можете целиком и полностью сосредоточиться на процессе творчества.
Вот наглядный пример двух крайних фокусных расстояний.При этом на всех значениях фокусных расстояний объектив остаётся резким и выдаёт качественную картинку.
16mm вполне хватает для того, чтобы снимать пейзажи, например, с активным передним планом. Ну а 80mm поможет выделить какие-то детали или «дотянуться» до отдалённых объектов.
16.5 mm | 1/2400 sec | f/4.0 | ISO200
Да, мне, как пейзажному фотографу, очень часто хочется «ещё шире». Но тут уж надо решить — Вам универсальный или супер-широкоугольный? Ведь есть и XF 10-24 f/4.0Вот пример снимка, который был сшит из трёх горизонтальных кадров. Вполне широкоугольная картинка, и экспериментировать с пространством можно как душе угодно.
Хроматических аберраций в обычных условиях не заметно вообще. Но если снимать в условиях повышенного контраста и на ярком белом фоне, то в углах немного появляется. На мой взгляд не критично и давится одним ползунком в Лайтруме.

16mm | 1/680sec | f/5.6 | ISO400
Понятно, что если обращаться с пространством в кадре слишком своевольно, то заваленных вертикалей на широком угле не избежать. Это законы физики, и тут ничего не сделать. Ну кроме как держать камеру горизонтально и располагать горизонт по центру, но это было бы слишком скучно.
Самое главное, что завал вертикалей очень легко и быстро правится и при этом не возникает никаких других искажений. Вот это уже ценно.
Снимок с камеры. Видно, что вертикали, расположенные близко к краям кадра, завалены к центру. Но не очень сильно. Это произошло из-за того, что съёмка велась с низкой точки, а сама камера наклонена немного вверх. Так, чтобы в кадр поместились все купола.
16mm | 1/680sec | f/4.0 | ISO160
Меньше минуты в Adobe Lightroom, и фотография выглядит уже по-другому. Всё ровное и без искажений. Т.e. тут не возникает ситуации, когда Вы выпрямляете где-то в одном месте, но в противовес идут искажения других объектов.
Портреты и боке
Пейзажи поснимали, пришло время переходить к портретам. Если посмотреть на технические характеристики и максимальную диафрагму в 4, то может показаться, что объектив совсем не для портретов.
Но это не совсем верно. Портреты снимать можно, задний план размывается. При этом нормально размывается на разных значениях фокусных расстояний.Конечно, это не тот объектив, который даст Вам невероятное и волшебное боке. Но он и не претендует. Повелителя боке явно стоит поискать среди фиксов c f/1.2
50.5mm | 1/2200sec | f4,0 | ISO800
Но в то же время 16-80 f/4.0 вполне способен выдать
объёмную картинку с размытым задним фоном и отделить
объект.
Вот несколько примеров
76.3mm | 1/320sec | f7,1 | ISO800

76.3mm | 1/340sec | f4,0 | ISO400

80mm | 1/25sec | f4,0 | ISO3200
Детализация
Ну и, пожалуй, самый главный параметр, по которому оценивают качество объективов. Забегая вперёд, скажу, что с детализацией тут всё хорошо.
За время теста я сделала порядка 1000 кадров в нескольких небольших поездках. Потом долго рассматривала их на 100% увеличении и, в принципе, не нашла, где можно придраться к детализации.
Сначала о качестве картинки по краям кадра. Ситуация, когда объектив в центре резкий, а по краям уже не особо, бывает довольно часто. Но тут не этот случай.
16mm | 1/750sec | f5,6 | ISO160
Для примера можно посмотреть правый верхний угол,
там видно даже, как иней укутывает ветки. На широком конце никакого
падения резкости по краям кадра не замечено.
76.3mm | 1/450sec | f5,6 | ISO400
Ну и для общности картины аналогичный снимок на среднем фокусном расстоянии в 46mm. Тут всё тоже хорошо с детализацией по краям кадра.
48.5mm | 1/200sec | f5,6 | ISO400
В плане фотосъёмки пейзажей к детализации объектива нет никаких проблем. Вне зависимоcти от освещения даже самые мелкие детали остаются резкими.
16mm | 1/2500sec | f5,6 | ISO800
Вот 100% кроп из центра кадра. Можно оценить детализацию по веткам деревьев и по сухим камышам.
Теперь про детализацию на разных диафрагмах. Чаще всего наиболее резкой диафрагмой оказывается что-то в районе 8-10. Это справедливо для большинства объективов. Давайте проверим, а как обстоят дела у 16-80 f/4.0
В качестве подопытного у меня вот такой кадр из Ростова Великого. Снято на 26mm. Я снимала с рук и фокусировалась по центру кадра.
26mm | 1/480sec | f8,0 | ISO800
Вот такие получились 100% кропы из центра снимка.
1/2200sec | f4,0
1/950 sec | f5,6
1/480sec | f8,0
1/250sec | f11
1/140sec | f16
1/60sec | f22
Что могу сказать? Наиболее резкая — f/8.0, это вполне прогнозируемо. Но даже на максимально открытой диафрагме f/4.0 детализация и резкость остаются на вполне достойном уровне. О каком-то «замыливании» картинки можно говорить лишь на f/22.
Теперь аналогичный тест, но на длинном конце объектива.
1/1100sec | f5,6 |
|
1/600sec | f8,0 |
|
1/300sec | f11 |
|
1/170sec | f16 |
|
1/80sec | f22 |
На 80mm история с детализацией такая же, как на широком конце. Самое резкое изображение получается на f/8.0, а на больших и меньших значениях детализация немного уменьшается. И разницы почти не заметно, если не закручивать диафрагму до f/22 — там уже даже в центре кадра заметно «мыло».
Какая мораль из всего этого? Смело снимайте, выставляя диафрагму в зависимости от своей творческой задумки, на качестве фотографии это не отразится. А вот закручивать диафрагму до f/22 лучше только в самых крайних случаях. Но, если
При съёмке пейзажей довольно часто приходится
снимать с солнцем в кадре. И тут важно, чтобы объектив не терял
резкость и контраст и не «ловил» блики. Несмотря на то, что я не
накручивала бленду (а она идёт в комплекте), никаких особых бликов
нет.
24.7mm | 1/950sec | f7,1 | ISO800
Если закрутить диафрагму до f/16, получается аккуратная многоконечная звезда.
16mm | 1/480sec | f16 | ISO800
Причём с контровым светом объектив хорошо работает на всех значениях фокусных расстояний. Никаких артефактов или лишних бликов не появляется.
80mm | 1/80sec | f16 | ISO800
Контраст тоже не снижается.

50.5mm | 1/25000sec | f4,0 | ISO800
Вот ещё один пример с ярким солнцем в кадре. Тут очень удобно оценивать детализацию по снегу на лодке и по веткам деревьев.
16mm | 1/2200sec | f4,5 | ISO200
Стабилизатор
Стабилизатор работает бесшумно. У него нет переключателя на объективе — и если вдруг Вам захочется его отключить, то придётся делать это через меню камеры. Но с другой стороны, стабилизатор имеет смысл отключать, только если Вы снимаете со штатива и камера надёжно зафиксирована. В других ситуациях пусть работает. При том, что работает он очень хорошо.
Я не могу сказать, что у меня очень цепкий хват. И обычно проблемы
с шевеленкой начинаются у меня при выдержках больше 1/30 и это на
широком углу.
16mm | 1/9sec | f4.0 | ISO800
80mm | 1/20sec | f/16 | ISO200
А вот снимок, сделанный в совсем жестких условиях - поздние сумерки
и черный-черный паровоз. Снимать пришлось с рук, потому что стоянка
паровозов охраняется и не хотелось нервировать сторожа штативом.
Поэтому получилось, что получилось. но для таких условий съемки
неплохо.
16mm | 1/20sec | f/4.0 | ISO12800
При съемке видео стабилизатор тоже работает и неплохо. Мы вот
покатались на дрезине с детьми. Штука это прикольная, но идет по
рельсам она не очень плавно. особенно когда на детской силе. Но
несмотря на это видео получилось относительно плавным.
Тут два видео. чтобы их посмотреть, надо кликнуть на
картинку.
Фокусировка
Работа автофокуса на XF 16-80 f/4.0 у меня не вызвала никаких нареканий. Я снимала и бегающих детей, и небольшой тест-драйв автомобилей Renault. При этом условия не всегда были идеальными.
Была и съёмка в сумерках, и против солнца. И каких-то моментов, когда объектив не смог сфокусироваться, не возникло. Да, возможно, есть линзы, которые делают быстрее, но в реальной жизни никаких особых задержек не ощущается.Это один из кадров из серийной съёмки.
21.2mm | 1/3800sec | f4,0 | ISO800
И тоже серийная съемка со следящим автофокусом

56.5mm | 1/2400sec | f/4.0 | ISO800
Со съёмкой автомобилей тоже не возникло никаких проблем. Скорости работы автофокуса вполне хватает для того, чтобы «поймать» движущийся автомобиль.
44.7mm | 1/2400sec | f4,0 | ISO1600

76.3mm | 1/950sec | f4.0 | ISO200

46.6mm | 1/850sec | f4.0 | ISO200
Выводы
У Fujifilm получился хорошо
сбалансированный объектив, который отлично подойдёт для большинства
съёмочных ситуаций. Сейчас этот объектив идёт в качестве «китового»
вместе с камерой Fujifilm X-T3, и, на мой взгляд, может верой и
правдой служить своему владельцу пока владелец не решит купить
более топовую (например, светосильную) оптику.
Универсальные фокусные расстояния позволяют снимать и репортаж, и
портреты, и пейзажи. Да, бывают более светосильные линзы и более
мягкий боке; да, у него светосила всего 4.0 и иногда этого
маловато. Но она отлично компенсируется стабилизатором и высокими
рабочими ISO в камере.
А возможность просто взять с собой в поездку одну камеру с одним
(довольно компактным) объективом дорогого стоит.
По пунктам:
|
</> |