Уникальный голливудский фильм, над которым в СССР рыдали миллионы женщин
picturehistory — 24.05.2023Советский кинопрокат - тема для отдельного разговора. Зарубежных фильмов в СССР было гораздо меньше, чем отечественных, и список стран-импортеров большой длиной не отличался. Американские картины покупались редко и точечно, да и по-настоящему кассовые хиты среди них едва ли встречались. Зато некоторые голливудских фильмы становились в СССР намного популярнее, чем у себя на родине. Одна из таких картин тронула сердца миллионов советских женщин и стала почти легендарной.
В конце 1970-х небезызвестный деятель кино по имени Майкл Дуглас задумал спродюсировать на студии Columbia Pictures новый фильм про пришельцев из космоса. В тот момент у Columbia в распоряжении было сразу два сценария данной тематики, и первым на съемочную площадку отправился текст с заголовком "Инопланетянин". Пока Дуглас искал постановщиков для второго сценария, детище Стивена Спилберга стало мировым хитом. И студийные боссы решили, что нет смысла торопиться со съемками другой похожей картины, и положили проект Дугласа на полку.
К началу 1980-х американский режиссер и сценарист Джон Карпентер уже считался мастером жанрового кино. Наибольшую славу к тому моменту ему принесли хорроры "Хэллоуин", "Туман" и "Кристина", а также боевик "Побег из Нью-Йорка". Но вот беда: в 1982 году с стреском провалилась амбициозная фантастика "Нечто", и Джон изрядно приуныл, ведь в фильм было вложено много сил.
Карпентеру необходимо было реабилитироваться в глазах общественности, и помощь пришла, откуда не ждали. К нему обратился Майкл Дуглас, который устал искать режиссера для своего старого проекта про пришельцев. У фильма сменилось пять постановщиков, и Майкл очень надеялся на Джона. И Джон согласился. Он взял на главные роли Джеффа Бриджеса, Карен Аллен и Чарльза Мартина Смита, и все завертелось.
США, где-то на задворках штата Висконсин. Несчастная вдова Дженни Хайден проводит вечер в компании бутылки и телевизора, пересматривая архивное домашнее видео с участием любимого мужа Скотта. Неподалеку силы американского ПВО сбивают неопознанный летающий объект, оказавшийся инопланетным кораблем. Неизвестная форма жизни эвакуируется из звездолета и случайно забредает в дом к Дженни. Там существо находит прядь волос Скотта и с помощью клонирования ловко принимает форму покойного мужчины.
Весь процесс "преображения" проходит на глазах шокированной Дженни. Женщина не может поверить в увиденное и в ужасе хватается за пистолет, но пришельца так просто не возьмешь. Да и прибыл он на Землю с мирными целями, и на разборки нет времени. По пятам идут ФБР и Минобороны США, а значит нужно торопиться. В одиночку инопланетянину никак не справиться, и Дженни вынуждена сопровождать его в нелегком пути через всю страну. Долгая дорога навсегда изменит жизнь одинокой женщины, будто бы заново встретившей своего мужа...
Фантастическая мелодрама "Человек со звезды" ("Starman") - это классический роуд-муви, сюжет которого вертится вокруг противостояния двух непохожих друг на друга главных героев и окружающего мира. Дуэт Джеффа Бриджеса и Карен Аллен оказался идеальным актерским сочетанием для такой концепции повествования, а Джону Карпентеру удалось оптимально использовать скрытый потенциал талантливой парочки. Да и сам Карпентер показал себя с неожиданной стороны, сменив ужасы на трогательный романтический флер.
Отдельные сцены картины могли бы посоревноваться в мелодраматичности с общепризнанными образцами жанра. Чего только стоят эпизод с оленем или живописный финал, способный растопить лед в сердце самого циничного зрителя. Но главным козырем фильма стала виртуозная игра Джеффа Бриджеса, максимально ответственно подошедшего к роли. Во время подготовки к съемкам актер изучал повадки птиц и использовал другие ухищрения, чтобы эффектно показать своего персонажа. Понятно, что без экранной химии с Карен Аллен кино бы все равно не получилось, но Бриджес вывел "Человека со звезды" на качественно новый уровень.
Старания актера не остались без внимания Американской киноакадемии. Бриджес получил номинацию на "Оскар", а "Человек со звезды" стал первым (и пока что последним) фильмом Карпентера, удостоившимся упоминания в контексте главной голливудской награды. Более того, это был первый случай в истории, когда на "Оскар" выдвинули актера за роль инопланетянина или существа, не являющегося гуманоидом (не вампира или эльфа). Большое событие в мире кино.
Все эти подвиги не помогли "Человеку со звезды" обрести кассовый успех. В мировом прокате картина собрала 29 миллионов долларов при бюджете в 22 миллиона и, увы, не стала громким событием. Зато по-другому сложилась ее судьба в СССР: советские кинотеатры не могли вместить всех желающих посмотреть голливудскую новинку, и только по официальным данным в Союзе было продано около 36 миллионов билетов на "Человека со звезды". Впечатляющий результат для американского фильма, но оно и понятно: на то он и уникальный фильм.
Оценка CinemaTravel: 7/10
См.также:
Суровый маршал, меланхоличный певец и просто Чувак. Лучшие роли Джеффа Бриджеса
10 культовых картин, на которых выросли дети 80-х
30 лет назад вышло великое кино 90-х! 10 крутых фактов про «Вспомнить все»
10 лучших фильмов Майкла Дугласа
Редкий, но меткий. 5 лучших ролей Орландо Блума
в Телеграм!