Умерла ли классическая музыка?
sl_lopatnikov — 18.08.2020 Забавная дискуссия возникла. В комментариях встретилось утверждение (не в первый раз), что, мол, ...по влиянию на социальные процессы классическая музыка фактически давно мертва.Многие удивятся, если говорить не о Китае с Японией (хотя Китай стал рождать великих музыкантов), что упомянутое утверждение отчасти верно, но ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ.
Причина катастрофического отставания еще Российской Империи в науке и вообще в art - искусстве в самом широком смысле, определено единственным фактором: православием.
Считается, что татаро-монгольское иго отбросило Россию на 300 лет. Но православие отбросило ее интеллектуально на все 700 лет. Православие на этой территории существует уже более 1000 лет, а первые первые признаки науки и содержательного искусства появились 700 с лишним лет спустя, в XVIII веке. До этого - пустота. Это в полной мере относится и к музыке. Хотя, тот же Иван Грозный в части церковных стихирей был, по российским масштабам, гением. И я его очень люблю. Великая, между прочим, музыка.
Классическая европейская музыка имела, как, впрочем и везде, две основы. Качественная особенность Европы в области развития музыки состояла в том, что, что с VII века инструментальная музыка - прежде всего органная - вошла в церкви.Вообще-то органы существовали и раньше, но где-то с VIII века в Европе начинается активное органостроительство, в том числе в Византии, ну а с XIV века органы стали повсеместно распространены. Православие же по принципу: "Хучь гирше, да инше" не признал это безобразие, оставив только хоровое пение "как при бабушке".
Но народ веками обретал культуру в церкви. Вся классика выросла на 80% из потребностей католической а потом протестантской церкви. Естестенно, развитие духовной инструментальной музыки повлияло и на светскую музыку, задав ее высокие стандарты, что создало и требования к инструментам. Поэтому для Европы - классическая музыка всегда существовала И, ГЛАВНОЕ, ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ! - для широких воцерковленных масс и классическая музыка исполняется постоянно в всех, даже малых церквях. В церквях проходят бесплатные фестивали классической, в том числе современной классической, музыки. Я в прошлом году был, например, на "Планетах" Густава Холста, а недавно - Бита Фюрера. В результате, даже сегодня на Западе исполнители классической музыки получают доход, играя в церквях и классическая музыка очень популярна несмотря на высокие цены на билеты. И вот так западный народ слушает "скучную классику" - Сати:
В России же, спасибо православию, народ в церквях слышал только хор, который по своим возможностям естественно был крайне ограничен. Кроме того, в России, не было приличных музыкальных инструментов, которые начали приходить с Запада уже только где-то в XVIII веке, а с дуделками и даже гуслями много не насочиняешь. Кроме того, православная церковь таких музыкантов третировала, ибо рассматривала соответствующую музыку, как неприличную.
Но и после XVIII - века классическая музыка, в силу ее отсутствию в церкви была обрела элитарный характер и стала музыкой тонкого европеизированного (Петром и позже Екатериной II) слоя. Российские музыкальные успехи XIX века - произведения Глинки композиторов, Могучей Кучки, Чайковского и т.д., - для народа практически не существовали. В отличие от Баха или Генделя, которые были на Западе фактом жизни даже для крестьян.
В результате, в отличие от западного низшего класса, как-то подготовленного к восприятию классики, российская массовка темна и совершенно музыкально не развита.
Краткий, я бы сказал, элитарный, советский период, когда Советская власть попытались дать элитарное образование всем жителям СССР, заметно расширил количество людей знакомых с классической музыкой. Речь не только о музыкальных школах, в которых классическая музыка просто база образования. У нас, в обычной тогда московской школе, например, были не только уроки пения, живописи, но и танцев, где нас учили па-де-грасу и вальсам. Нас водили на концерты. Но всё хорошее иногда кончается. Сперва из учебных планов исключили психологию и логику. Потом, как я понимаю танцы, потом пение... А "потом пришел гегемон..." И всё накопленное стремительно рассосалось.
А Цой, Градский? - Это, как в анекдоте: эта "музыка" на барабане Страдивари для настоящих пацанов.
PS. Кстати, о западной религиозной музыке. Удивлю вас в третий раз: знаменитая вещь Армстронга "When the Saints Go Marching In" - это ХРИСТИАНСКИЙ ГИМН с афро-американской спецификой.
Замечу, что позитивное отношение к инструментальной музыки, в том числе, легкой, характерно не только для западного христианства но и издревле приветствовалось в иудаизме. Ибо жизни, согласно иудаизму надо радоваться, как божьему дару!
.
Но, боюсь у нынешних кишка тонка такую программу реализовать.
|
</> |