Умер в спальне жены после ночи любви
vitas1917 — 20.05.2024— Я думала он на самом деле очень ненасытен, а это все благодаря травам, — плакала убитая горем вдова. Она была так смущена причиной смерти своего мужа, что даже не явилась на его похороны.
Станислав Конецпольский, гетман коронный, умер в своем имении в Бродах, через несколько воскресений после свадьбы, от трав, которые он принимал, чтобы впечатлить молодую жену. Это событие получило широкую огласку в Речи Посполитой.
Богатейший человек Речи Посполитой
Станислав Конецпольский родился в 1591 году. Он добился больших успехов в жизни и был признан национальным польским героем.
Его блестящие походы против шведов: победы при Хамерштыне (Чарна) и Тшцяно, взятие Пака и Гнева снискали ему признание и уважение со стороны противников.
Станислав Конецпольский
Даже когда он попал в плен к туркам во время отступления после Цецорской битвы, его держали в Стамбуле в султанском замке Едикуле до самого освобождения. Более того Станислав пользовался в замке многочисленными привилегиями, о которых обычный военнопленный не мог даже мечтать.
Он был чрезвычайно богат. В Речи Посполитой говорили, что, если Станислав Конецпольский желает проехать от восточной границы Польши до западной, то он всегда останавливается на ночь в своих поместьях. Ведь ему принадлежало 170 городов и поселков и 740 сел.
На него работало несколько десятков тысяч крестьян. Его доход составлял более полумиллиона злотых в год. Благодаря этому он построил укрепления в городах и замки-дворцы, в том числе в Бродах, в Подгорце и в Варшаве (современный Президентский дворец, который раньше назывался Конецпольский дворец).
Великий гетман коронный был наделен привилегиями первого сенатора и кастеляна Кракова, а также королевского камергера. Кроме того, он носил титул графа Тарнувского и князя Священной Римской империи, пожалованный ему императором Фердинандом III.
В Речи Посполитой Станислав был «наделен староством в Бабимойе, Буско, Ковеле, Переяславе, Плоскировске, Стрыйске и Щировске. Он также был воеводой Бара, Бытова и Сандомежа (Сандромира)».
Ему было всего 24 года, когда благодаря усилиям великого гетмана коронного Станислава Жолкевской Станислав Конецпольский получил булаву полевого гетмана коронного. До него никто из его ровесников не был награжден таким знаком отличия.
Станислав Конецпольский получил булаву великого гетмана коронного из рук короля Сигизмунда III после подавления казацкого восстания Тараса Федоровича, известное как «Восстание Фёдоровича».
"Его власть в Речи Посполитой огромна и является самой большой после власти короля". — писал французский посланник Шарль Ожье.
Станислав Конецпольский
В 1615 году Станислав Конецпольский женился на Катарине Жолкевской, дочери великого гетмана коронного Станислава Жолкевского, от которого, впрочем, получил булаву полевого гетмана коронного. К несчастью, Катарина умерла при родах.
В 1619 году Станислав женился на Кристине Любомирской. Они прожили в браке 25 лет. У них родился единственный сын Александр. Однако в 1645 году Кристина скончалась, а Станислав решил не лишать себя радости семейного счастья.
Смерть в постели молодой жены
Спустя семь месяцев после смерти второй жены он женился на Софье Опалинской, дочери познаньского воеводы. На момент бракосочетания Станиславу было около 55 лет, а Софье около 25 лет, так как её точная дата рождения нам неизвестна. Молодая и красивая Софье совершенно не хотела выходить замуж за Станислава, готовившегося ей в отцы.
После смерти родителей Софьи за неё нес ответственность её брат Кшиштоф Опалинский. Кшиштоф сказал, что "гордость в его сестре настолько сильна, что не может быть выше, чем у кого-либо другого".
Действительно, Софья славилась не только своей дьявольской красотой, но и тщеславием, которое сдерживало претендентов на её руку. Софья отказывала всем женихам, считая их недостойными для брака.
Она отказала даже воеводе Померании, так как будучи дочерью воеводы по рождению, Софье не требовалось выходит замуж, чтобы получить такой высокий статус в обществе.
Кшиштоф, её брат, был обеспокоен поведением сестры. Он писал родственникам, что его сестра уже в годах, и эта заносчивая красавица отпугнула всех женихов своим строптивым характером. Кшиштоф даже подумывал отдать сестру в женский монастырь.
И тогда недавно овдовевший великий гетман коронный Станислав Конецпольский сказал, что хочет жениться на Софье. Его слава полководца и огромное богатство должны были компенсировать тот факт, что он был вдвое старше Софьи Опалинской. К тому же у Станислава уже был сын её возраста. И он заикался.
В целях иллюстрации
Раздраженные характером Софьи, члены семьи заставили её принять предложение о браке. Софья была вынуждена согласиться.
16 января 1646 года во дворце Лукаша Опалинского состоялась Софьи Опалинской и Станислава Конецпольского. Молодожены, если их можно так назвать, провели свой медовый месяц в гетманской резиденции в Бродах, Львовская область.
Станислав Конецпольский не мог налюбоваться своей женой. А Опалинские были рады наконец-то «пристроить» строптивую Софью.
"Станислав Конецпольский чрезвычайно доволен своей женой, о чем не только мне, но и всем своим друзьям сообщает в письмах. Все указывало на то, что действительно состоялся очень удачный брак" — писал Кшиштоф своим родственникам.
Однако менее чем через два месяца после бракосочетания, 11 марта 1646 года, Станислав скоропостижно скончался в Бродах. Сначала пытались скрыть истинную причину его смерти, но вскоре выяснилось, что это произошло из-за того, что Станислав принял слишком большую дозировку средства для повышения мужской силы.
В целях иллюстрации; к сожалению, портретов Софьи нет
Стареющий гетман хотел поразить свою жену во время их супружеской жизни, потому попросил лекаря приготовить снадобье. Лекарь очень давно готовил для Конецпольского одно и то же снадобье в течение многих лет, поэтому смерть Станислава не была в результате «врачебной ошибки». Вина лежала на самом Станиславе, который выпил больше положенного.
Литовский канцлер Альбрехт Радзивилл записал в своем дневнике следующее: "Разные люди по-разному определяли причину смерти Станислава Конецпольского. Одни считали, что всему виной яд, другие винили Софью, на которой он женился за восемь недель до смерти. Не подобает старику иметь молодую жену, а поскольку она была еще и красива, то, возможно, после слишком большой любви на него нахлынула смертная печаль, вследствие чего жена осталась в трауре...".
Софья была искренне удивлена причиной смерти своего мужа. Для неё это стало таким потрясением, что ей было стыдно появиться на похоронной церемонии, на которой собрались толпы военных и друзей, а также близкие и дальние родственники.
Вскоре на Софью обрушился шквал критики и недовольства. Её считали ненасытной гарпией, из-за чего стареющий гетман был вынужден принимать снадобья.
В конце концов Софья временно укрылась от слухов в монастыре в Ярославле, где пробыла почти весь траурный период. Именно тогда она задумалась о том, не стать ли ей монахиней.
Хотя Станислав ничего не завещал своей жене, передав все свое имущество сыну Александру, тот достойно обеспечил свою мачеху, которая вновь стала очень богатой невестой. В этом случае выходит немного двоякая ситуация, ведь столь богатый гетман хотел просто иметь рядом с собой красивую и молодую жену, но совершенно не хотел на неё тратиться и отписать ей хотя бы часть наследства.
Как бы то ни было, но на руку молодой вдовы вскоре нашелся достойный жених. Им стал князь Самуил Кароль Корецкий, такой же бездетный вдовец, как и она, а главное равный ей по статусу и возрасту, которому не требовалось в качестве утешения иметь на старость лет молодую жену.
Он долго добивался согласия Софьи на брак, но после неудачного первого брака и слухов Софья боялась вновь связывать себя узами брака. Софья все-таки дала свое согласие на брак спустя четыре года уговоров.
Однако князь Корецкий не сообщил Софье о своем слабом здоровье. 6 февраля 1651 года состоялось бракосочетание, а уже 12 февраля Самуил Кароль умер. После этого за Софьей окончательно закрепилась репутация роковой женщины и черной вдовы.
Её называли орудием дьявола, которая приносит неминуемую смерть своим мужьям. Софья умерла в 1657 году примерно в возрасте 37 лет. В дальнейшем в белорусских и польских песнях и легендах появился персонаж, основанный на биографии Софьи, — ведьма, убивающая мужей своим поцелуем.
|
</> |