Улицы мира 70 лет назад. 1951 год
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Посмотрим, какими были улицы мира 70 лет назад. Цветного фотоматериала оказалось довольно много, поэтому из сотен снимков пришлось отбирать только самое интересное.
Белград, площадь Теразие, которую венчает 13-этажный довоенный "облакодер" Палата Албанија, фотограф Volkmar Wentzel, 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Belgrade Volkmar Wentzel2 Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Belgrade Volkmar Wentzel2](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-bfac3e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1194871/1194871_2000.jpg)
Несмотря присутствие слова "площадь" в названии, это скорее парадная улица, местный "Бродвей".
На этом снимке всё так мило и прекрасно! Особенно красный троллейбус, который появился в Белграде в 1947 году.
А вот метро без советской помощи они так и не потянули (его там до сих пор нет).
Тот же вид спустя почти 60 лет (2009):
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год Улицы мира 70 лет назад. 1951 год](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-6097ef.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/373240/123177916.41c/0_138a38_d8a31bbc_orig)
Белграду довольно повезло - он прошёл через лихолетье Второй мировой без значительных разрушений.
А вот Берлин был разрушен более чем на 90%. Несмотря на это, спустя 6 лет после окончания войны жизнь на его улицах уже кипела вовсю!
Берлин во время III Всемирного фестиваля молодежи и студентов (фотограф В. Микоша), 1951:
![1951 ÐеÑлин во вÑÐµÐ¼Ñ III ÐÑемиÑного ÑеÑÑÐ¸Ð²Ð°Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð¸ и ÑÑÑденÑов. ÐикоÑа1 1951 ÐеÑлин во вÑÐµÐ¼Ñ III ÐÑемиÑного ÑеÑÑÐ¸Ð²Ð°Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð¸ и ÑÑÑденÑов. ÐикоÑа1](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-593156.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1195399/1195399_800.jpg)
Знаменитая парадная улица Унтер-ден-Линден:
![1951 ÐеÑлин во вÑÐµÐ¼Ñ III ÐÑемиÑного ÑеÑÑÐ¸Ð²Ð°Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð¸ и ÑÑÑденÑов. УнÑеÑ-ден-Ðинден. ÐикоÑа 1951 ÐеÑлин во вÑÐµÐ¼Ñ III ÐÑемиÑного ÑеÑÑÐ¸Ð²Ð°Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð¸ и ÑÑÑденÑов. УнÑеÑ-ден-Ðинден. ÐикоÑа](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-d97e59.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1195702/1195702_800.jpg)
За Бранденбургскими воротами начинался уже другой мир, пока ещё не отделенный стеной.
Теперь это просто ещё одна пешеходная зона:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год pariser-platz Улицы мира 70 лет назад. 1951 год pariser-platz](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-3a5893.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1203643/1203643_800.jpg)
Многочисленные инсталляции на главных улицах Восточного сектора ежеминутно напоминали, кто теперь "хозяин в городе".
![1951 ÐеÑлин. Ðа ÑлиÑаÑ
гоÑода1 1951 ÐеÑлин. Ðа ÑлиÑаÑ
гоÑода1](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-388def.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1197491/1197491_2000.jpg)
Драматический театр «Берлинер ансамбль» («Театр на Шиффбауэрдамм») и театр-ревю «Фридрихштадтпаласт»:
![1951 Berlin. ÐÑамаÑиÑеÑкий ÑеаÑÑ Â«ÐеÑÐ»Ð¸Ð½ÐµÑ Ð°Ð½ÑамблÑ» («ТеаÑÑ Ð½Ð° ШиÑÑбаÑÑÑдамм») и ÑеаÑÑ-ÑÐµÐ²Ñ Â«Ð¤ÑидÑиÑ
ÑÑадÑпалаÑÑ» 1951 Berlin. ÐÑамаÑиÑеÑкий ÑеаÑÑ Â«ÐеÑÐ»Ð¸Ð½ÐµÑ Ð°Ð½ÑамблÑ» («ТеаÑÑ Ð½Ð° ШиÑÑбаÑÑÑдамм») и ÑеаÑÑ-ÑÐµÐ²Ñ Â«Ð¤ÑидÑиÑ
ÑÑадÑпалаÑÑ»](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-481992.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1196610/1196610_2000.jpg)
Интересная "сборная солянка" из автобусов, а на переднем плане вообще раритет - автобус с пассажирским прицепом!
Помимо Берлина, Микоша в том же году запечатлел и Бухарест.
"Париж Балкан" также избежал серьёзных разрушений и сиял своим предвоенным великолепием.
Только автопарк радикально изменился: все старые машины куда-то испарились, а их место заняли новинки советского автопрома:
![1951 Bucharest. ÐикоÑа. Ð ÑмÑнÑкий аÑенеÑм - конÑеÑÑнÑй зал 1951 Bucharest. ÐикоÑа. Ð ÑмÑнÑкий аÑенеÑм - конÑеÑÑнÑй зал](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-c97f14.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1196260/1196260_800.jpg)
Потом курс страны резко изменится и продукция советского автопрома на улицах Бухареста станет редкостью, уступив место лицензионным западным иномаркам.
А в Москве 1951-й стал последним годом довоенного автопарка - на улицах было полно черных "эмок" и ЗИС-101, трофейных "немцев" и лендлизовских "амириканцев". На этом фото С.Фридлянда с видом Васильевского спуска "засветился" армейский внедорожник "Додж".
![1951 ÐаÑилÑевÑкий ÑпÑÑк. ФÑидлÑнд 1951 ÐаÑилÑевÑкий ÑпÑÑк. ФÑидлÑнд](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-70befa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1196453/1196453_2000.jpg)
Потом был издан очередной административный приказ о запрете в Москве устаревших марок, и уже в 1952 г. на улицах столицы было уже довольно трудно отыскать среди легковушек что-то кроме "Побед" и "Москвичей". В отличие от довоенных марок, их красили в любые цвета кроме черного!
А вот такие "экскурсионные грузовики" как на фото, будут приметой советских городских улиц до конца 1950-х, как напоминание о суровом спартанском времени.
До концах 1950-х грузовики цвета "хаки" будут основой уличного траффика в любом советском городе, так что это фото Микоши 1951 года определит тренд на последующее десятилетие:
![1951 СÑÑоиÑелÑÑÑво вÑÑоÑок. Ð. ÐикоÑа3 1951 СÑÑоиÑелÑÑÑво вÑÑоÑок. Ð. ÐикоÑа3](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-58f578.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1197043/1197043_800.jpg)
Пока советский послевоенный автопром восстанавливал массовое производство автобусов, основой общественного транспорта в любом крупном городе СССР оставался трамвай, но ему на "пятки" уже наступал сильный конкурент - троллейбус.
Вот характерная картина транспортного потока в центре Киева (площадь Сталина) в 1951 году:
![1951 Ðиев. ÐлоÑÐ°Ð´Ñ Ð¡Ñалина 1951 Ðиев. ÐлоÑÐ°Ð´Ñ Ð¡Ñалина](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-8d6eb0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1197166/1197166_2000.jpg)
Перенесёмся теперь на просторы Азии.
Пекин, знаменитые ворота Запретного города на площади Тяньаньмэнь, 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Beijing Tiananmen Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Beijing Tiananmen](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-ef9e79.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1197711/1197711_800.jpg)
Хотя в кадре присутствуют трамвайные рельсы и провода, специфический транспорт на ближнем плане вполне отражает атмосферу Пекина первых послевоенных лет. Впереди были большие перемены.
Сеул, центральная улица Сечжон-даэро, ведущая к городской ратуше, 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Seoul City Hall1 Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Seoul City Hall1](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-512ad0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1197871/1197871_800.jpg)
Вид города после того, как через него 4 раза за несколько месяцев прокатилась линия фронта.
Старый Сеул стерли с лица земли вовсе не ковровые бомбардировки, а послевоенный redevelopment. Теперь о прошлом напоминает только одно здание ратуши:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Seoul City Hall1 Plaza2 Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Seoul City Hall1 Plaza2](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-bcbd19.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1198493/1198493_2000.jpg)
Но возвратимся в Сеул 1951-го. Очевидно, беженцы ещё не вернулись и весь уличный траффик представлен американскими армейскими грузовиками и джипами:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951c Seoul_Square Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951c Seoul_Square](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-336eca.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1198170/1198170_2000.jpg)
У Токио война была уже позади. Напалм выжег рядовую застройку, но огромные здания правительственного квартала почти не пострадали.
В 1951 г. там наблюдался очень интенсивный траффик (при том что японский автопром тогда был почти на нулевой отметке!):
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951c Tokyo street scene Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951c Tokyo street scene](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-717bac.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1199011/1199011_2000.jpg)
Облик у этих улиц скорее американский, чем азиатский!
В главном деловом районе Гиндза внушительное довоенное здание Wako соседствует со слепленными на скорую руку небольшими торговыми заведениями, которые уже через несколько лет исчезнут под волной строительного бума, 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Tokyo Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Tokyo](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-2b5884.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1199182/1199182_2000.jpg)
Настоящая азиатская экзотика нас ждёт в Бангкоке!
Трамвайчики на фоне пагод, 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Bangkok.Tram Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Bangkok.Tram](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-fd3acf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1199364/1199364_2000.jpg)
На улицах хаос и толкотня, основу трафика составляют велорикши, 1951:
![1951 Bangkok5а 1951 Bangkok5а](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-9096f7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1200050/1200050_2000.jpg)
Но машин тоже довольно много (гораздо больше, чем в Москве 1951 г., например):
![1951 Bangkok2а 1951 Bangkok2а](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-2c7800.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1199868/1199868_2000.jpg)
Теперь бангкокские улицы не узнать:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год Bangkok Улицы мира 70 лет назад. 1951 год Bangkok](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-53bb86.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1203297/1203297_2000.jpg)
Западная Европа 70 лет назад залечивала военные раны и стояла на пороге нового экономического бума.
Франкфурт-на-Майне (фотограф James Louis Blilie), 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Frankfurt by James Louis Blilie Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Frankfurt by James Louis Blilie](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-981f59.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1201073/1201073_2000.jpg)
Мюнхен (фотограф Harold Mayer), 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Munchen by Harold Mayer Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Munchen by Harold Mayer](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-8d42e7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1201264/1201264_2000.jpg)
Обратите внимание, как люди переходят оживлённую улицу (причём в самой дисциплинированной стране мира).
Рим, парадная магистраль Via dei Fori Imperiali, 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год Улицы мира 70 лет назад. 1951 год](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-c0b317.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1201508/1201508_original.jpg)
Это была одна из многих парадных улиц, прорубленных через историческую застройку, но её, по крайней мере, не застраивали помпезными зданиями. Поэтому здесь всегда было довольно свободно, а теперь и вовсе периодически её делают пешеходной.
Последние годы эту магистраль, ставшую памятником "тоталитарного градостроительства", всё чаще предлагают ликвидировать, что позволит соединить две части археологического парка.
Париж (фотограф Harald Renbjor), 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Paris by Harald Renbjor Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Paris by Harald Renbjor](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-062ed9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1201797/1201797_2000.png)
Войны как будто и не бывало. Сейчас уличные кафе есть почти в любом городе мира, но тогда они считались чисто парижской "фишкой", едва ли не главным символом особой парижской атмосферы. Об этом даже в песнях пели всякие шансонье.
Проспект Елисейские Поля в Париже (фотограф Harold Mayer), 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Paris by Harold Mayer Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 Paris by Harold Mayer](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-8e5ae9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1202122/1202122_2000.jpg)
До знаменитой фразы "Город должен принять автомобиль" оставалось ещё далеко, но Париж уже принял. Обратите внимание на цветовую гамму автопарка - как говаривал когда-то Генри Форд, "автомобиль может быть любого цвета, если он черный!".
Ещё обратим внимание в очередной раз на брусчатку. В СССР её считали пережитком прошлого, а асфальтирование возвели в ранг идеологического фетиша, но вот можно было, оказывается, и по-другому. А ещё можно обойтись без подземных переходов на главной городской магистрали!!!
Во всех наших сериях самым "неизменным" городом мира предстаёт Лондон. Но в 1951 году этот город подошёл к важной рубежной черте: завершалась (казалось, навсегда!) эра трамваев.
Через несколько месяцев увидеть такие сцены на улицах будет уже невозможно:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 London tram Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 London tram](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-722f6e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1200770/1200770_2000.jpg)
А в остальном 70 лет назад там было всё как обычно: неспешное движение по брусчатым улицам красных даблдеккеров и черных метрокэбов.
Лондон, Оксфорд-стрит (фотограф Harold Mayer), 1951:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 London Oxford st. by Harold Mayer Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 London Oxford st. by Harold Mayer](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-bf927a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1200476/1200476_2000.jpg)
150 лет назад ритм городских улиц британской столицы казался просто сумасшедшим, потом стал обычным для большого города, а в последние десятилетия кажется подчёркнуто спокойным.
Лондон, Флит-стрит (фотограф Harold Mayer), 1951, на таких улицах даже светофоры не нужны:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 London by Harold Mayer3 Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 London by Harold Mayer3](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-44321b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1200318/1200318_2000.jpg)
Порой кажется, что машин подозрительно мало для столицы страны,чей автопром занимал тогда второе место в мире. Наверное, почти всё уходило в бесчисленные колонии и доминионы.
В 1950 г. 3/4 мирового автопроизводства и более половины автомобильного парка мира приходилось на США. Это была единственная страна массовой автомобилизации.
Уже были и многополосные хайвеи, и хитрые многоуровневые развязки, и, порой, гигантские пробки, но всё это где-то далеко за пределами центральных городских улиц.
В этом отличие от стран "Третьего мира", где массовая автомобилизация стремилась уничтожить улицы как таковые, превратив их в автомагистрали.
На фото нью-йоркского Манхэттена 1951 г. практически нет личных авто, только общественный и грузовой транспорт. Прямо как при социализме!
Автобусы-даблдеккеры, наверное, ходят последние месяцы, потом на снимках уже не встречаются:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 NY Fifth Avenue Coach Company bus Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 NY Fifth Avenue Coach Company bus](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-5a2529.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1202406/1202406_2000.jpg)
Однако скопление "частников" всё же нашлось на залитой неоном Таймс-Сквер. Состоятельные люди приехали развлекаться, могли себе позволить дорогую парковку!
Автомобили новейших марок, которые стали появлятся в 1950 г. после небывалого для США почти 10-летнего перерыва, связанного с войной.
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 NY Times Square by Michael Donovan Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 1951 NY Times Square by Michael Donovan](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-1f383d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1202927/1202927_2000.jpg)
Но теперь вся эта большая автопарковка осталась в прошлом.
Общая тенденция эволюции "культовых" площадей не обошла Таймс-сквер стороной.
В конце 2010-х площадь стала почти полностью пешеходной:
![Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 2017 Times Square Улицы мира 70 лет назад. 1951 год 2017 Times Square](/images/main/ulici-mira-70-let-nazad-1951-god-a4de1a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/1203131/1203131_800.jpg)
В следующий раз, надеюсь, удастся осилить пост про улицы мира в 1971 году. Обычно это затягивается на неделю, не считая 10 лет на сбор материала))
Предыдущие выпуски:
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006
|
</> |