рейтинг блогов

Украинский "поясок" южного хода: общий обзор и стройка обхода

топ 100 блогов periskop10.06.2016 Следуя из Сочи в Питер поездом №36 в начале июня, я досконально рассмотрел, наконец, этот пресловутый "проход Украины" на главном южном ходу Москва - Ростов - Адлер, который ворвался в транспортную повестку дня после победы Евромайдана в Киеве в начале 2014-го. Ну и поснимал на ходу - распиленную надвое станцию Чертково, внутриукраинскую мертвую Зориновку, а также оба подхода будущего обхода к главному ходу. Правда, скорость на этом участке высокая, и снимать было непросто. Так что некоторые пограничные сущности будут не очень чёткие.

Давайте посмотрим, как вообще выглядит разграничение РФ - Украина на этом участке.
С картами и предысторией вопроса.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода
Чертково-Меловое. Русско-украинская граница вдоль линии по заброшенному элеватору


Для начала - общий обзор вопроса. Почему вообще всё это всплыло?
При СССР главным южным ходом был другой: Москва - Тула - Орёл - Курск - Белгород - Харьков - затем развилка на Крым (Лозовая) и Кавказ (Красный Лиман). На Адлер далее ход шёл так: Иловайск - Таганрог - Ростов и далее на юг. В позднесоветские времена этим ходом шло в сезон более сотни поездов в сутки - трафик был реально огромный. Расписание по ст. Харьков-Южный году этак в 1988-1989 было просто гигантским - и я никогда не видел на территории СССР и экс-СССР ничего большего по напряжённости, ни до ни после. Китай с его нынешними мегапотоками не берём, это другая цивилизация и эпоха.

Однако при распаде СССР и наступлении незалежности трафик начал постепенно спадать. Сперва на харьковском ходу ввели таможню, потом "легкий" погранконтроль, потом - в середине "нулевых" - полноценный. На старом главном ходу, если следовать на Кавказ, получалось аж четыре длительных пограничных стоянки поездов с полноценным таможенно-пограничным контролем - что было не только неудобным для пассажира, но и увеличивало время следования поездов примерно на 4-5 часов, в сравнении с советскими временами. И со второй половины 90-х южные поезда стали массированно переводить на более короткий миллеровский ход без погранконтролей. Раньше он был сугубо вторичным, но в новой конфигурации реальных границ стал приобретать стратегическое значение.

Примерно к середине 2000-х большинство поездов на Адлер, Кисловодск, Ростов, Кубань и республики Северного Кавказа уже следовали по миллеровско-россошанскому ходу. Его реконструировали и усилили. Казалось, что всё решено, не надо больше никаких пограничных формальностей, поезда пошли быстро. Но вдруг прозвенел звоночек первого Майдана (2004), с усилением общего антироссийского настроя. И впервые встал такой вопрос: а ведь и второй прямой ход пересекает границу Украины, примерно 10 км идёт по её территории и ещё около 40 км граница идёт вдоль ж/д линии. До этого, при Кучме, на это вообще не обращали внимания - "ведь мы близкие соседи, только немного разные". Но вопрос встал только теоретически и как бы "на горизонте", для его решения до конца 2013 не прилагали никаких усилий.

Затем пришёл второй Майдан - уже с насильственным захватом власти отмороженными националистами, случился "крымнаш"; а также масштабный политический кризис, вместе с началом войны на Донбассе. Тут-то все и проснулись. "А что делать-то? Они могут в любой момент либо перекрыть ход, либо устраивать на своём пояске то, что им заблагорассудится". Поясок главного хода оказался на территории украинской части Луганской области, близ зоны АТО. И получилось, что от линии фронта августа 2014-го до стратегически важного главного южного хода России, пересекающего Украину, было всего лишь 75-80 км. Опасность налицо. Нужно было что-то делать (но об этом дальше).

Карта 1. В красный квадрат заключен проблемный участок главного южного хода, о котором и речь.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

Карта 2. А вот так ход следует вдоль и по Украине. Красным показан строящийся сейчас обход по России. Пока что на территории Украины находится целиком станция Зориновка, а Чертково-Меловое поделено пополам, граница идёт в 10-30 метрах от ж/д.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

2. Теперь давайте смотреть, как следует линия через Украину. Начинаем обзор от довольно крупной станции Миллерово, которая находится в Ростовской обл. От Миллерово на Луганск отходит недействующая сейчас прямая ж/д линия.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

3. Станция Боченково и отворот главного хода к западу. Прямо можно наблюдать начало работ по отсыпке полотна. Тут будет устроено примыкание строящегося обхода.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

4. Техники не видно, но кое-что отсыпано.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

5. А здесь работа идёт вовсю. Примерно через километр стройка уходит на север, а мы отклоняемся на северо-запад.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

6. Станция Шептуховка. Отсюда до границы полтора километра.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

7. Ага, всё, идём вдоль границы. Понятно, что никакого "вала Яценюка" нигде нет. Граница в явном визуальном виде с КСП тоже отсутствует. Однако через каждые 50 м - предупреждающие знаки с "Заборонено!". Такой знак виден в середине фото, и по ним можно опознать само наличие границы. К сожалению, поезд тут разгоняется и идёт не менее 85 км/ч, так что снимать сложно.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

8. Кое-где появляется тонкая загородка, как тут. Но не везде. Вдоль линии идёт технологическая путейская грунтовка, она российская. Украина начинается в полях.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

9. Знаки с загородкой. Граница.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

10. Перед станцией Чертково начинается сплошной забор с колючей проволокой, обозначающий линию границы.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

11. Станция ещё российская, но за синим забором уже Украина.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

12. Забор выходит прямо к ж/д.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

13. Кое-где вдоль забора стоят украинские погранцы с автоматами.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

14. А вот "дырка" - переход на Украину. Переход местного значения, пересекать могут только люди со здешней пропиской.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

15. Вон, видите, в дыре задом к нам стоит будочка? Это и есть погранпункт, там и смотрят паспорт.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

16. Огромный элеватор тоже волею геополитики оказался на украинской стороне и сейчас заброшен. Такой гигантский памятник былой единой стране. Но пути - российские и тут стоит знак границы Северо-Кавказской и Юго-Восточной ж.д.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

17. Знак с другой стороны.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

18. Элеватор огорожен и вдоль него натянута колючка.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

19. После станции под нами проходит дорога и там вдали виден и автопереход на Украину. Тоже КПП и погранцы.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

20. Затем опять довольно долго идём вдоль границы. Видите, в зелёнке малоприметный знак? Это она.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

21. Перед ст. Зориновка государственная граница пересекает линию и тут уже ж/д идёт целиком по Украине. Предупреждающие знаки исчезают.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

22. Начинается Зориновка, это 885-й км главного хода.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

23. Станция Зориновка давно уже призрак - тут не стоят ни поезда дальнего следования, ни пригородные, уже лет 10-12.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

24. Вокзал заколочен и не функционирует.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

25. Зориновский элеватор. Тоже памятник былой стране - так же, как и в Меловом, он заброшен.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

26. С другой стороны тоже Украина. Сейчас мы идём по её территории, примерно 10 км после Зориновки.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

27. Наконец, в районе Гартмашевки граница снова возвращается к железной дороге, идёт вдоль пути ещё 5 км и только перед Кантемировкой снова с двух сторон Россия.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

28. Кантемировка. Украина закончилась. В годы Великой Отечественной войны здесь шли тяжёлые бои, и в честь этого посёлка была названа знаменитая дивизия, всегда участвующая в парадах на Красной площади. В Питере есть Кантемировский мост, а в Москве - станция метро. И всё это связано вот с этим небольшим посёлком. Вот только станции осталось немного - всего полтора года, и она тоже будет заброшена, в связи с вводом в строй обхода Украины, который ответвляется от нынешнего хода чуть севернее.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

29. Кантемировку тоже проскакиваем быстро.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

30. В трех км северней Кантемировки становятся видны масштабные работы - стройка северного примыкания обхода.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

31. Тут уже всё намного солидней, чем южное примыкание у Боченково (см. №3).
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

32. Уложены свежие пути, поставлены опоры контактной сети.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

33. Станция Журавка у примыкания - она тоже расширяется, строятся дополнительные пути.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

34. Все, примыкание проехали. Дальше у нас по пути - Райновская, Россошь, Воронеж. Это всё Россия.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

Сейчас обход интенсивно строится, на нём планируется 6 новых станций и мост через р. Белая Калитва.
К работам привлечены ЖДВ, они строят часть обхода (11-57 км). Окончание работ планируется пока на III квартал 2017-го, а в ноябре 2017-го по плану должны открыть и регулярное движение, переведя главный ход дальше от границы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если бы это были бы не Вогр с Пумпоном, заставили бы их судьи перетанцевать? Или контента на видео всё-таки должно хватить, чтобы выдать решение? Один из судей сказал мне после соревнований, что нас заставили перетанцевать, потому что "в ...
Друзья мои. у меня возник серьезный вопрос. Ну реально меня это волнует давно, но вот сегодня в общении с одним жжистом эта тема всплыла. В общем вопрос такой. А почему вы меня читаете. Почему держите меня у себя в ленте. Чем я так вас зацепил что вы ...
Пора уходить из дцшки и торговать депозит побольше. Вопрос куда идти? Посоветуйте что-то адекватное при этом чтобы плечо было 100, а не 20-50 как у амер. брокеров. У меня на уме только форекс.ком, ну я с ними хотябы сталкивался.  Саксобанк шарага, туда нести стремно. DBFX вроде ...
Власти Германии заявили о продаже Израилю военной подводной лодки «Дельфин». В то же время они предостерегли союзника от эскалации напряженности с Ираном. «Я рекомендую всем сторонам демонстрировать сдержанность как в риторике, так и в ...
Картины Глеба Голубецкого Когда смотришь на картины Глеба Голубецкого, кажется, что где-то когда-то уже это видел, что-то неуловимо знакомое... На картинах нет людей, только следы их присутствия, и это создаёт ощущение бОльшей интимности. И только одинокий пешеход... Под ...