рейтинг блогов

Украинский "поясок" южного хода: общий обзор и стройка обхода

топ 100 блогов periskop10.06.2016 Следуя из Сочи в Питер поездом №36 в начале июня, я досконально рассмотрел, наконец, этот пресловутый "проход Украины" на главном южном ходу Москва - Ростов - Адлер, который ворвался в транспортную повестку дня после победы Евромайдана в Киеве в начале 2014-го. Ну и поснимал на ходу - распиленную надвое станцию Чертково, внутриукраинскую мертвую Зориновку, а также оба подхода будущего обхода к главному ходу. Правда, скорость на этом участке высокая, и снимать было непросто. Так что некоторые пограничные сущности будут не очень чёткие.

Давайте посмотрим, как вообще выглядит разграничение РФ - Украина на этом участке.
С картами и предысторией вопроса.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода
Чертково-Меловое. Русско-украинская граница вдоль линии по заброшенному элеватору


Для начала - общий обзор вопроса. Почему вообще всё это всплыло?
При СССР главным южным ходом был другой: Москва - Тула - Орёл - Курск - Белгород - Харьков - затем развилка на Крым (Лозовая) и Кавказ (Красный Лиман). На Адлер далее ход шёл так: Иловайск - Таганрог - Ростов и далее на юг. В позднесоветские времена этим ходом шло в сезон более сотни поездов в сутки - трафик был реально огромный. Расписание по ст. Харьков-Южный году этак в 1988-1989 было просто гигантским - и я никогда не видел на территории СССР и экс-СССР ничего большего по напряжённости, ни до ни после. Китай с его нынешними мегапотоками не берём, это другая цивилизация и эпоха.

Однако при распаде СССР и наступлении незалежности трафик начал постепенно спадать. Сперва на харьковском ходу ввели таможню, потом "легкий" погранконтроль, потом - в середине "нулевых" - полноценный. На старом главном ходу, если следовать на Кавказ, получалось аж четыре длительных пограничных стоянки поездов с полноценным таможенно-пограничным контролем - что было не только неудобным для пассажира, но и увеличивало время следования поездов примерно на 4-5 часов, в сравнении с советскими временами. И со второй половины 90-х южные поезда стали массированно переводить на более короткий миллеровский ход без погранконтролей. Раньше он был сугубо вторичным, но в новой конфигурации реальных границ стал приобретать стратегическое значение.

Примерно к середине 2000-х большинство поездов на Адлер, Кисловодск, Ростов, Кубань и республики Северного Кавказа уже следовали по миллеровско-россошанскому ходу. Его реконструировали и усилили. Казалось, что всё решено, не надо больше никаких пограничных формальностей, поезда пошли быстро. Но вдруг прозвенел звоночек первого Майдана (2004), с усилением общего антироссийского настроя. И впервые встал такой вопрос: а ведь и второй прямой ход пересекает границу Украины, примерно 10 км идёт по её территории и ещё около 40 км граница идёт вдоль ж/д линии. До этого, при Кучме, на это вообще не обращали внимания - "ведь мы близкие соседи, только немного разные". Но вопрос встал только теоретически и как бы "на горизонте", для его решения до конца 2013 не прилагали никаких усилий.

Затем пришёл второй Майдан - уже с насильственным захватом власти отмороженными националистами, случился "крымнаш"; а также масштабный политический кризис, вместе с началом войны на Донбассе. Тут-то все и проснулись. "А что делать-то? Они могут в любой момент либо перекрыть ход, либо устраивать на своём пояске то, что им заблагорассудится". Поясок главного хода оказался на территории украинской части Луганской области, близ зоны АТО. И получилось, что от линии фронта августа 2014-го до стратегически важного главного южного хода России, пересекающего Украину, было всего лишь 75-80 км. Опасность налицо. Нужно было что-то делать (но об этом дальше).

Карта 1. В красный квадрат заключен проблемный участок главного южного хода, о котором и речь.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

Карта 2. А вот так ход следует вдоль и по Украине. Красным показан строящийся сейчас обход по России. Пока что на территории Украины находится целиком станция Зориновка, а Чертково-Меловое поделено пополам, граница идёт в 10-30 метрах от ж/д.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

2. Теперь давайте смотреть, как следует линия через Украину. Начинаем обзор от довольно крупной станции Миллерово, которая находится в Ростовской обл. От Миллерово на Луганск отходит недействующая сейчас прямая ж/д линия.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

3. Станция Боченково и отворот главного хода к западу. Прямо можно наблюдать начало работ по отсыпке полотна. Тут будет устроено примыкание строящегося обхода.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

4. Техники не видно, но кое-что отсыпано.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

5. А здесь работа идёт вовсю. Примерно через километр стройка уходит на север, а мы отклоняемся на северо-запад.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

6. Станция Шептуховка. Отсюда до границы полтора километра.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

7. Ага, всё, идём вдоль границы. Понятно, что никакого "вала Яценюка" нигде нет. Граница в явном визуальном виде с КСП тоже отсутствует. Однако через каждые 50 м - предупреждающие знаки с "Заборонено!". Такой знак виден в середине фото, и по ним можно опознать само наличие границы. К сожалению, поезд тут разгоняется и идёт не менее 85 км/ч, так что снимать сложно.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

8. Кое-где появляется тонкая загородка, как тут. Но не везде. Вдоль линии идёт технологическая путейская грунтовка, она российская. Украина начинается в полях.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

9. Знаки с загородкой. Граница.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

10. Перед станцией Чертково начинается сплошной забор с колючей проволокой, обозначающий линию границы.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

11. Станция ещё российская, но за синим забором уже Украина.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

12. Забор выходит прямо к ж/д.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

13. Кое-где вдоль забора стоят украинские погранцы с автоматами.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

14. А вот "дырка" - переход на Украину. Переход местного значения, пересекать могут только люди со здешней пропиской.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

15. Вон, видите, в дыре задом к нам стоит будочка? Это и есть погранпункт, там и смотрят паспорт.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

16. Огромный элеватор тоже волею геополитики оказался на украинской стороне и сейчас заброшен. Такой гигантский памятник былой единой стране. Но пути - российские и тут стоит знак границы Северо-Кавказской и Юго-Восточной ж.д.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

17. Знак с другой стороны.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

18. Элеватор огорожен и вдоль него натянута колючка.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

19. После станции под нами проходит дорога и там вдали виден и автопереход на Украину. Тоже КПП и погранцы.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

20. Затем опять довольно долго идём вдоль границы. Видите, в зелёнке малоприметный знак? Это она.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

21. Перед ст. Зориновка государственная граница пересекает линию и тут уже ж/д идёт целиком по Украине. Предупреждающие знаки исчезают.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

22. Начинается Зориновка, это 885-й км главного хода.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

23. Станция Зориновка давно уже призрак - тут не стоят ни поезда дальнего следования, ни пригородные, уже лет 10-12.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

24. Вокзал заколочен и не функционирует.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

25. Зориновский элеватор. Тоже памятник былой стране - так же, как и в Меловом, он заброшен.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

26. С другой стороны тоже Украина. Сейчас мы идём по её территории, примерно 10 км после Зориновки.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

27. Наконец, в районе Гартмашевки граница снова возвращается к железной дороге, идёт вдоль пути ещё 5 км и только перед Кантемировкой снова с двух сторон Россия.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

28. Кантемировка. Украина закончилась. В годы Великой Отечественной войны здесь шли тяжёлые бои, и в честь этого посёлка была названа знаменитая дивизия, всегда участвующая в парадах на Красной площади. В Питере есть Кантемировский мост, а в Москве - станция метро. И всё это связано вот с этим небольшим посёлком. Вот только станции осталось немного - всего полтора года, и она тоже будет заброшена, в связи с вводом в строй обхода Украины, который ответвляется от нынешнего хода чуть севернее.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

29. Кантемировку тоже проскакиваем быстро.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

30. В трех км северней Кантемировки становятся видны масштабные работы - стройка северного примыкания обхода.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

31. Тут уже всё намного солидней, чем южное примыкание у Боченково (см. №3).
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

32. Уложены свежие пути, поставлены опоры контактной сети.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

33. Станция Журавка у примыкания - она тоже расширяется, строятся дополнительные пути.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

34. Все, примыкание проехали. Дальше у нас по пути - Райновская, Россошь, Воронеж. Это всё Россия.
Украинский поясок южного хода: общий обзор и стройка обхода

Сейчас обход интенсивно строится, на нём планируется 6 новых станций и мост через р. Белая Калитва.
К работам привлечены ЖДВ, они строят часть обхода (11-57 км). Окончание работ планируется пока на III квартал 2017-го, а в ноябре 2017-го по плану должны открыть и регулярное движение, переведя главный ход дальше от границы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очередная заметка в "Экспресс-газете" посвящена перезагрузке -- то есть новому запуску после сбоя -- комплекта американских приёмов давления на ...
Пропустившие по понятным причинам подзамочные посты еще не в курсе событий, а постоянные читатели знают, что автору дали годовую визу. А потому автор отбыл в воскресенье в новое двухнедельное путешествие. Оно будет, против обыкновения, проходить по двум совершенно не связанным между ...
Бабье лето по ходу закончилось...Как выходные? Надо оттерпеть еще один день) крепитесь) Выдержим? Кстати по первому сейчас идет шоу, где люди за деньги на всю страну расскрывают не самые приятные семейные проблемы...вы бы пошли на ...
слову foot этимологии https://www.etymonline.com/word/foot ...
Не знаю почему, но проснулся сегодня с мыслью о "террористических атаках 9/11". Вспомнился фрагмент фильма, в котором демонстрировалось, что если написать в ...