Украина и Афганистан
werewolf0001 — 21.05.2022 Не так давно, Пентагон и ЦРУ задались вопросом: почему в течение короткого времени были совершены две стратегические ошибки – они думали, что Афганистан выстоит, а Украина не выстоит. Получилось строго наоборот – Афганистан пал, а Украина уже понятно, что выстоит. А и правда – почему? В чем разница?Для начала про мою «любимую» Украину.
Мне кажется и американские и наши аналитики пропустили один фактор – высокий уровень политической и военной мобилизации украинского общества. Украинское общество встретило вторжение полностью отмобилизованным, причем это состояние Украины длится даже не с первого майдана. Я полагаю, что начало мобилизации Западной Украины – это убийство Билозира (2000 год), а начало мобилизации всей Украины – похищение Гонгадзе и акции «Украина без Кучмы».
Украинское общество к 2022 году дошло до состояния остервенелости. Нарастало оно за счет долгих последовательных побед то одной то другой стороны в гражданском противостоянии. Вспомним: крах «Украины против Кучмы» - первый Майдан – развал Оранжевой коалиции – победа Януковича – посадка Тимошенко – второй Майдан – Крым и Донбасс – падение Порошенко и избрание Зеленского которого избрали как «президента мира» и бандеровцы считали это голосование проигрышем. Но в целом – украинское общество находится в состоянии постоянного противостояния и снятых моральных барьеров на насилие. В цивилизованном обществе если к примеру ты вышел на левый марш – то полиция будет защищать тебя от правых. А правые имеют право провести свой марш – но не бить левых. Нарушения правил бывают – но правила именно таковы. На Украине любое политическое действие тут же встречает противодействие, причем ситуация давно асимметрична. Сторонники мира побеждают на выборах – сторонники войны на улицах. И если ты вышел с плакатом «нет войне!» - то тебя обольют зеленкой, набьют морду, изобьют, посадят…
События 2014 года сняли еще один барьер – на убийство. Теперь в украинском обществе есть партия войны не на словах, а на деле. Есть целая инфраструктура. Добробаты убивают. Волонтеры подгоняют вещи, снаряжение, оружие. Пропагандисты раздувают ненависть. Тыловые подразделения грабят фермеров и ставят крыши. Возникла целая жизненная траектория. В двадцать ты поехал на Донбасс ватников убивать, отслужил, скажем, в 23-24 вернулся, побратимы тебя устроили фермеров отжимать, крыши ставить, в тридцать ты уже «керивник» банды. При этом – большинство украинцев не чувствовали войну, она была где-то там, она их не касалась.
И вот в это кровавое болото рухнули всей массой мы.
Шансов что на нашу сторону кто-то перейдет, не было с самого начала
- Русофилы на Украине – это советские граждане, они воспитаны на образах Победы, они помнят, что врагу надо давать отпор, нельзя уступать, это у них в крови. Враг – это мы, мы к ним пришли, мы потревожили их мирную жизнь. Почему они не должны встать на защиту своего родного очага? При этом они могут быть и антифашистами – но какая разница, когда враг пришел.
- Русофобы – было бы странно, если бы они не сражались с нами. Они ненавидят нас, они готовы уничтожать москалей, кацапов, ватников
- Политики – ну скажите, а кто должность президента добровольно сменяет на должность губернатора? Кто откажется от статуса посла или депутата?
- Военные – они куда денутся если не будет украинской армии?
- Спецслужбисты – а они куда?
- Бизнес – бизнес давно дал понять, что он будет всеми силами противодействовать проникновению российского бизнеса. Все понимают, что если Украина переходит под Россию, то все лакомые куски достанутся русским.
К началу «операции» Украина была полностью отмобилизована, с налаженными сетями поддержки армии, с подготовленным резервом. Я уже предупреждал – например, в 2015 году я наткнулся на сеть подготовки снайперов. Есть группы кочующих инструкторов. Ты покупаешь винтовку Howa с оптикой и глушителем. Инструкторы ездят по городам, курс то ли 7 то ли 10 дней. Учили снайперскому применению в городских боях и за линией фронта. Уничтожать офицеров (наших), представителей гражданской администрации, собирать и передавать разведывательную информацию и координаты целей.
И главное – значительная часть народа была готова к любым агрессивным действиям. Общество давно было поднято на дыбы.
Как можно было нейтрализовать хотя бы частично эти негативные факторы?
С самого начала создать Временное правительство, только из украинцев, заявить, что после победы Украина останется независимой, а Донбасс войдет в ее состав. Только так можно было добиться, чтоб хотя бы часть украинцев сражалась за это или, по крайней мере, сочувствовала. А мы что наделали?
Теперь Афганистан.
Первое – в Афганистане нет политической нации. Нет афганцев, есть пуштуны, таджики, хазарейцы. Проблема Афганистана в том что доминирующая нация – это пуштуны с родоплеменным строем, но в Кабуле говорят на дари и это многонациональный город и чисто пуштунское государство создать так и не удается. США кстати были бы лучшим другом пуштунов, а Афганистан был бы как Украина, если бы они поддержали требования пуштунов к Пакистану об отделении Зоны племен и присоединения ее к Афганистану или создания независимого Пуштунистана включающего и юг Афганистана. Пешавар – это на самом деле афганский изначально город, он не раз входил в состав разных афганских государственных образований. Но это было бы конфликтом с ядерной державой – впрочем в случае с Украиной США на это пошли. В этом принципиальная разница в отношении к США – пуштунам США не смогли стать нужными. Они вломились в страну и начали устанавливать порядки. Пуштуны этого не потерпели. Если бы США указывали украинцам что надо отказаться от Бандеры – результат был бы тот же.
Второе – Афганистан это все же куда более сплоченное общество чем Украина.
На Украине ведь идет братоубийственная война. Украинцы бьют по украинцам. А до этого политическое насилие было вполне реальным и выходящим далеко за рамки нормального. В Афганистане – не получится сделать так чтобы, например пуштун стрелял точно в другого пуштуна в интересах США. Над головой может пострелять. Как это было и не раз. Но реально, кость в кость они биться не станут. Да это и противоречит всем традициям на Востоке. Там принято демонстрировать силу, возможно, проводить какие-то быстрые операции – но так к примеру чтобы мобилизовать всю страну и воевать четыре года насмерть – там так не могут. Там не принято стоять насмерть, там принято договариваться - и эмир или шейх, который умеет договариваться, даже в трудных условиях будет пользоваться уважением и своего племени и окружающих. Тот, кто упрется рогом и погубит всех или большинство мужчин – не будет.
Падение Афганистана было обусловлено двумя взаимосвязанными факторами. С одной стороны – американцы перестали платить большие деньги – и за что тогда сражаться? Тем более со своими же. С другой – талибы давали понять что они поумнели и эксцессов как во второй половине девяностых не будет, и самое главное – с людьми обладающими реальной силой они будут договариваться а не вешать. В итоге - гарнизоны целых городов сдавали одному – двум талибам на мотоцикле. Точнее это не было сдачей – просто командир полка превращался в военного амира (феодального босса), его солдаты – в его боевиков, а территория где он стоял – в его территорию, где он будет взимать дань. Договоренность с талибами касалась признания его как босса, внешних признаков благочестия (ходить в мечеть) и платить талибам закят, размер которого оговаривался.
Падение Афганистана в отличие от Украины объясняется искусственностью административных отношений внутри созданного американцами государства. Матрицу современного государства попытались совместить с феодальным обществом. Как только афганцам перестали платить - они перестали играть предписанные им роли и стали самими собой. Украина – это все-таки в основе своей УССР, современное и никак не феодальное государство, пусть в обществе и усиленно внедряются феодальные отношений. И главное: армия Украины в основе своей имеет советскую армию и украинские офицеры – это советские офицеры, а не афганские, не ближневосточные, не латиноамериканские. Они не считают себя «единственным европейцем» и двигателем прогресса как в бывших британских колониях. Они не готовы к переворотам как в Латинской Америке или Африке. Именно поэтому – они не свергли Зеленского, не стали договариваться с Путиным и в тяжелейших условиях сохранили командную вертикаль. Это все же советский опыт.
|
</> |