уж как припал к этому кубку: "Карамазовы" в МХТ, реж. Константин Богомолов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Десять лет назад спектакль чуть было не закрыли на выпуске:
Два года назад с ним практически официально прощались:
И вот "Карамазовы", вышедшие в том же году, что "Идеальный муж", хотя и в следующем сезоне (трудно представить, как можно за один год родить две такие глыбы, и кроме них много чего еще попутно...) - теперь главный "хит" в репертуаре МХТ: уже почил "муж", а "братья" живы. И в отличие от "Идеального мужа", на которого я ходил с большими перерывами, за развитием "Карамазовых" на протяжении десяти лет следил регулярно: как ни удивительно (тоже от "Идеального мужа" принципиальное отличие), к своему 10-летию они дошли в плане концепции, драматургии, структуры почти в том же виде, что и на предпремьерном прогоне - сделанные за долгий срок купюры минимальны (из наиболее заметного, и не не слишком знакового - отсутствует видео с самим Богомоловым в эпизоде, где пьяные скотские менты идут "арестовывать черта", ломятся в квартиру, а Богомолов открывает им дверь и посылает...); и даже видеофайлы, записанные к премьере, не переснимаются заново (видно, что Янковский, когда Митенька идет на казнь, моложе теперешнего...); зато исполнительский состав обновился считай на половину в сравнении с первоначальным, но что удивительно, сегодня даже видевшие в "Карамазовых" и Матвеева, и Кудряшову, и особенно Вержбицкого, не говоря уже о самом Богомолове, заменявшем то Янковского (на протяжении относительно долгого периода), то опять-таки Вержбицкого (пару раз), вряд ли представляют себе их на месте нынешних Власова, Марина, Вилочкиной (уже третья исполнительница Лизе после Кудряшовой и Калегановой… а на фотослайде разбившихся Алеши и Лизе по-прежнему Кудряшова). И Ольга Воронина в очередь с Дарьей Мороз, и остальные позже к ансамблю присоединившиеся актеры не повторяют рисунок, сочиненный режиссером для их предшественников, работают по-своему, исходя из собственной психофизической специфики; и сдержанность Марина, и "мягкость" Ворониной (на контрасте с "жесткостью" Мороз), и ненаигранная "детскость" Вилочкиной (опыт «Вероники» и «Дачников» задним числом способствует...) добавляют спектаклю новых "энергических" импульсов, а в известной степени и дополнительных смыслов. При том каждый показ неодинаково, порой неровно проходит - так, сейчас, на первых в новом сезоне "Карамазовых", вдруг "поплыл" финальный диалог Черта с Иваном, случается и подобное, и это тоже продлевает жизнь спектакля, который очевидно любят и исполнители, и публика - снова и снова.
Главной, по крайней мере формально, претензией к "Карамазовым" на выпуске, была их продолжительность. Сейчас пережившие всех недоброжелателей внутри театра и многих за его стенами "Карамазовы" закончились в 00.40.
|
</> |