"Голда. Судный день" реж. Гай Наттив (8-й фестиваль еврейского кино)

топ 100 блогов _arlekin_05.09.2023
Первый раз за год, но второй за день побывал в кино - с утра на фильме-балете Матса Эка, ради которого добровольно и сознательно доехал (при том с комфортом и без всяких проблем) до "Щелковской", а ввечеру в центровом и пафосном "Октябре" на открытии т.н. Еврейского кинофестиваля оказался не по собственной инициативе, но как-то все сошлось, и хотя пять лет назад зарекался -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3606726.html

- все-таки опять в это мероприятие с его, как выражаются театроведы (носители соответствующих театроведческих, потомственно-русско-интеллигентских фамилий), неподражаемой атмосферой и неповторимой аурой, то есть безобразной организацией, уебищной публикой, вороватыми устроителями, лживой и бесконечно утомительной официозной болтовней со сцены, и наконец, гнуснейшим, похабнейшим фильмом на закуску вместо закуски настоящей.

Впрочем, если пять лет назад фестивальный директор Егор Одинцов шутил "в день России евреи наливают бесплатно" (фестиваль тогда открывался 12 июня), то сейчас не давали на нос и по пол-стакана кислятины, как тогда (то-то же и Андрея Альбертовича Житинкина, главного поклонника еврейского кино, перед началом в фойе не наблюдалось). Зато можно признать, что в сравнении с открывавшим 3-й фестиваль германским "Вчерашним расцветом", герой которого был сперва неонацистом, умевшим отыскивать евреев по запаху (!!), а затем раскаялся, стал историком Холокоста, добровольно стерилизовал себя, усыновил негритянскую девочку и наконец еврейке-лесбиянке ребенка заделал (вот не верится самому пять лет спустя - но на показ фильма ведь Ларс Айдингер, исполнитель главной роли, приезжал! успев, правда, лишь к окончанию сеанса... да и ехал он на самом деле ради "Матильды", где играл святого Николая Второго, а к евреям завернул попутно...), нынешняя "Голда" еще на что-то похожа... надеюсь, присутствовавший в зале режиссер "Матильды" вместе с председателем жюри ее оценили, хотя что там про себя думали в момент просмотра (если вообще остались в зале после официальной части) Алексей Ефимович с Леонидом Исааковичем, бог знает...

Мне было скучно и противно смотреть эту поделку, еще и в окружении довольных сеансом на халяву (ради которого, однако, большинству пришлось давиться в очереди за расписанными местами, а потом их мучительно отыскивать), но спекулятивность "Голды" по крайней мере в большей степени художественная, нежели историческая или политическая. Голда Меир умерла в год моего рождения и дрессированные СССРовские евреи-КГБшники из телевизора мне в передачах типа "Камера смотрит в мир" мне про нее рассказать не успели, но чуть позже, школьником, я читал ее собственные воспоминания в журнале "Иностранная литература", а мало что зная о фильме заранее, предполагал, что он в той или иной степени посвящен целиком ее судьбе. Оказалось не так - внутренняя хронология картины, за исключением "рамочного" сюжета (Голда Меир перед национальной судебной комиссией, определяющей меру ее ответственности за военные неудачи и в итоге полностью оправдывающей госпожу премьер-министра), а также эпилога, когда умирающая на больничной койке (почему-то в абсолютном одиночестве - рядом нет даже сиделки) героиня по телевизору видит новости, сообщающие о подписании израильско-египетского мирного соглашения, укладывается примерно в три недели 1973 года и целиком посвящена событиям т.н. войны Судного дня.

События эти поданы под таким углом, что Израиль как минимум отчасти сам виноват в войне, с одной стороны, упоенный триумфом предыдущей Шестидневной, а с другой, слишком полагающийся на американских союзников и не доверяющий собственным агентам. В окружении самодовольных и трусливых мужиков (тут и Моше Даян, при первых поражениях буквально сходящий с ума, и бездумно по бульдожьи рвущийся в бой молодой Ариэль Шарон, которого героиня напустствует словами "ты будущий премьер-министр, но помни, любая политическая карьера заканчивается поражением...", и остальные никчемные дядьки), вынужденная обращаться за помощью к госсекретарю США и рассчитывать на слово президента (а стоит иметь в виду, что Ричард Никсон для «просвященных» американцев до сих пор фигура абсолютно одиозная, хуже Буша-младшего даже, и в фильме над ним авторы глумятся словами Голды Меир в том числе), но ловко Генри Киссинджером и всей верхушкой США манипулирующая, Голда Меир, какой ее изобразила нарочито состаренная пластическим гримом Хелен Миррен (православные всегда гордились, что она русская Елена Миронова... - ну так вот тебе бабушка!..), едва живая внешне и телесно, однако несгибаемая духом и умом, фактически в одиночку, пусть и ошибаясь моментами, побеждает в войне и арабских врагов, и заокеанских союзников, и свое ближайшее политическое окружение, и судебную комиссию... и с русскими готова воевать, если придется! — но только собственным недугам вынуждена уступить...

Американо-британский фильм - кино чисто голливудское - и в этом смысле уж точно чисто еврейское (режиссер, однако, впрямь израильтянин...) - и сделано по соответствующим готовым рецептам. Эксплуатация во всем - от натурализма (Голда Меир, страдающая от рака, блюет в умывальник после каждого трудного решения, и кровь брызжет на стены, поданная оператором с максимальным эффектом) до символизЬма (беспрестанно курящая сигареты героиня выпускает дым - и облако разрастается до пелены, окутывающей мир...). В названии заложена двусмысленность - помимо обозначения войны, уже почти ставшего официальным, имеется в виду "судный день" для самой Голды Меир при жизни - ее показания национальной комиссии... Но еще до вердикта героиня заранее оправдана авторами фильма по всем статьям - как еврейка, женщина и политик, а плюс к тому как (и тут вспоминается сталинский кинохит "Посол Советского Союза", ну право же, переклички бросаются в глаза, а прежде всего, в уши!) остроумная светская львица, поражающая оппонентов огнем нежданных эпиграмм по всякому поводу; так, Генри Киссинджеру, аттестующему себя "во-первых, американцем, во-вторых, госсекретарем, а уже в третьих, евреем..." она замечает веско - "мы в Израиле читаем с конца строки к началу", а тому, хлебнувшему прежде борща, приготовленного ассистенткой Голды (Киссинджер отнекивался, мол, русские кормят два раза в день, уже не лезет - но Голда нашла аргумент: "она была в лагере" - и Киссинджеру пришлось взяться за ложку) и крыть нечем!

Как ни странно, полнометражный фильм, где Голда Меир номинально заглавное действующее лицо, раскрывает ее образ через исполнение Хелен Миррен даже в меньшем объеме (про уровень, глубину, качество раскрытия лишний раз молчу...), нежели эпизод в "Мюнхене" Стивена Спилберга, где Меир по крайней мере сыграла (ну тоже с оговорками...) этническая еврейка Линн Коэн, а не ряженая искусственно сморщенная британка с вечно подчеркиваемыми "русскими" корнями (хотя в целом, однозначно, "Судный день" - и есть поддельный уцененный Спилберг) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/539603.html

Из прошлого же героини, прожившей громадную жизнь и описавшей ее в мемуарах столь красочно, что книжка читается как авантюрный роман (фильм такой увлекательностью не грешит... в отличие от навязчивости пафоса и натужности спекуляций), в картине всплывает ровно одна деталь, и та не визуализована, героиня просто ее проговаривает вслух (в разговоре с тем же Киссинджером): каждый раз, особенно под Рождество, ее отец запирал семью в подвале, скрывая от пьяных казаков, резавших евреев прямо на улицах. Я бы попросил вот с этого места давайте поподробнее, но и голливудский формат того не предполагает, и еврейский фестиваль в Москве к тому не располагает. А располагало мероприятие к бесконечному пиздежу, напыщенность которого неловкие прибаутки (вплоть до бородатого анекдота про еврейского дедмороза - "дети, покупайте подарки" - рассказанного со сцены главным евреем вся руси Бородой) не снимали, но усугубляли, и в сущности этот, как и прочие "еврейские" мероприятия на святой руси, могли бы служить такими производительными "фабриками антисемитизма", что никакого Геббельса с Освенцимом не потребовалось бы... если б еще кто-то их, помимо самих на халяву приглашенных евреев (а за деньги евреи на такое не пойдут, они ж народ умный...), посещал. Когда в фестивальном промо-ролике возгласили: "Создавая мир, Бог смотрит кино" - я аж вздрогнул, но не знаю, до какой степени кошерно это звучит в контексте ортодоксального иудаизма, а фестивальные гости, вип и обычные местечковые, в лапсердаках с аксельбантами и в чем были, этот "борщ", за отсутствием иной "закуски", проглотили, хотя стоило бы, по примеру героини фильма, блевануть, глядя (простигосподи) на это кино и на этот мир.

Тем не менее повсюду ищущие и находящие военно-политическую крамолу православные цензоры, надо полагать, в "Судном дне" таковой не усматривают - он, не в пример "Оппенгеймеру", скажем, получил прокатное удостоверение и днями пойдет широким экраном (собственно, даты проведения фестиваля определялись исходя из планов компании-прокатчика - так же, как пять лет назад они наряду с выбором фильма-открытия подверстывались под выход "Матильды" и визит Ларса Айдингера), вместе с автоматическими проекциями хронической арабо-израильской ситуации на актуальную военно-православную и с «русской» Хелен Миррен сыгранной заглавной героиней, родившейся на территории современной Украины. Мало того, соучредителем фестиваля еврейского кино (можно подумать, бывает какое-то другое кино!!) выступает минкульт РФ, которому вслед за фестивалем тоже следовало бы именоваться уже министерством еврейской культуры,Российской Федерации, коль скоро у русских своей нема.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кто бы чего не говорил, но внешний вид для человека много значит. Форменная одежда не только делает более дисциплинированным и ответственным, но и внушает уверенность. Недаром все девушки так любят военных. Или всё таки вам больше нравятся мужики в растянутых треникам, безразмерном ...
Видимо, такое словосочетание вам знакомо. Наш народ заточен на то, чтобы всё снести до основания или даже больше и на этом месте воздвигнуть нечто! Так и сын говорит: - Папа, хочешь подшабашить? Если человек на планете, который откажется от дополнительной копеечки, тем более заработанный ...
Попробуйте без подсказок от гугла сказать, что за сражение здесь изображено. Хотя бы к какому периоду истоии относится сия картина? Видите, воины в модных новеньких латах, в центре два мужика в коронах со всей дури рубятся мечами. Угадали теперь? Неужели не угадали? А ведь так ...
Друзья, Хочу спросить, так ли необходимо менять помпу, ремни грм и пр. По пробегу 120 тыс.? Машинко Транспортер Т5 2011 . Буржуи пишут, что меняют на 200 тыс, а наши спецы категоричны на 120. С денежной не очень гут, вот и пытаюсь себя уговорить.. Где правда, как считаете? Posted ...
Продолжу потихонечку рассказывать про Великий Новгород, пока не совсем забыла, что к чему :) Новгородский детинец (также Новгородский кремль) — памятник военно-оборонительного зодчества России XV-XVII веков, расположенный на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём ...