УИЛЬЯМ ХОГАРТ. МОДНЫЙ БРАК. 1743-45
nikonova_alina — 11.12.2023Часть 4. Будуар графини
Итак, пока граф Сквандер решает свои интимные проблемы, художник предлагает зрителю посмотреть, чем в это время занимается его супруга. Действие переносится в ее будуар, где молодая графиня, следуя моде, принимает гостей во время своего утреннего туалета. Эта картина, которая называется «Будуар графини», вероятно, является самой известной из всего цикла.
Хогарт несколькими деталями даёт нам понять, что с момента свадьбы прошел как минимум год, и в жизни молодых супругов произошли некоторые изменения. Во-первых, старый граф умер, и его наследник получил титул, а его законная супруга, купеческая дочь, соответственно, стала графиней, о чем, вероятно и мечтал ее отец («…в карете с гербом будет ездить, сзади слуга, спереди герб…»). На это указывают две графских короны – над балдахином, скрывающим кровать, и над зеркалом на туалетном столике.
И во-вторых, графиня родила ребенка, девочку. Об этом свидетельствует соска или, скорее, чесалка для детских зубок из полированного коралла на розовой ленте, которая висит на спинке стула графини. Очевидно, что малышку приносили матери для утреннего поцелуя, и нянька забыла забрать соску (между прочим, эта деталь говорит также и о том, что в доме по-прежнему царит бардак, и никто из хозяев так и не научился нанимать хорошую прислугу или строить ту, что есть).
Молодая графиня вполне вошла во вкус светской жизни и копирует ставший модным в высших кругах английской аристократии ритуал «утреннего выхода короля», практиковавшийся при французском дворе. Однако этот утренний выход происходит в два часа дня, на что указывает время на часах, лежащих на коленях графини. Впрочем, на ней ещё утреннее платье, а парикмахер-француз с характерным орлиным профилем (Хогарт ненавидел французов и итальянцев и всегда изображал их максимально карикатурно) ещё только укладывает ее волосы, завивая их в модные локоны нагретыми щипцами. Он как раз проверяет температуру щипцов, прикладывая их к листу бумаги. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня скорее всего переоденется в платье для визитов и отправится в город. На переднем плане слева мы видим целую кипу визиток и приглашений, валяющихся на полу под стулом певца-кастрата. Причем некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Очевидно, карточные игры (вист) продолжают оставаться любимым и обычным времяпрепровождением графини.
В ее будуаре собралась целая толпа народу, причем это и гости, и обслуга. Парикмахер укладывает графине волосы, флейтист аккомпанирует певцу-кастрату, есть также и двое слуг-негров. Итальянские кастраты были любимцами английской публики в 1730-х-50-х гг., и заполучить такую знаменитость в число своих близких друзей считалось большой удачей. Хогарт изображает типичного представителя этой категории артистов, обрюзгшего, с рыхлой кожей, и с большим количеством украшений. Он одет в чрезмерно пышный костюм, причем его представительный живот почти выпадает из атласного жилета, в ухе — серьга, на всех пальцах - кольца, шпилька галстука украшена бриллиантом, также, как и пряжки на штанах и туфлях. Худой флейтист, который ему аккомпанирует, создаёт с ним комичный контраст.
Кастратом увлечена подруга графини, рыжеволосая девица в белом утреннем платье и шляпке с голубой лентой, которая восторженно слушает его пение и даже не обращает внимание на чашку шоколада (или, возможно, это все же кофе), которую протягивает ей слуга-негр. Кстати это тоже было в то время очень модно в Лондоне, иметь черную прислугу. А у графини даже двое таких слуг. В правом нижнем углу картины мальчик-негритенок вынимает из коробки различные вещи, приобретенные графиней на аукционе.
Пение кастрата слушают и еще двое гостей-джентльменов. Один из них ещё толком не проснулся, он сидит рядом с певцом в полной прострации и подносит к губам чашку с горячим напитком. Он даже не полностью одет (чулки не зафиксированы под кюлотами, шейный платок не завязан), а на его голове красуются ещё не снятые папильотки, похожие на маленькие рожки. Я бы предположила, что это гость хозяев, который живёт в их доме. Второй джентльмен в парике и с черной наклейкой на лице, прикрывающей сифилитическую язву, делает вид, будто слушает певца и даже пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий с открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр, любитель весёлых застолий, вероятно, ещё один гость, какой-нибудь дальний родственник хозяев. Впрочем, есть версия, что этот джентльмен – супруг подруги графини.
Рядом с графиней на софе вольготно, почти по-хозяйски, возлегает адвокат Силвертанг, тот самый, с которым мы встречались ещё в первой картине цикла. Он настолько свободно чувствует себя в доме графини, что даже ноги положил на софу. Его рука направлена на ширму, где изображена сцена маскарада. Этим жестом он намекает на свой замысел. Он собирается встретиться с графиней на балу-маскараде, а затем под носом у мужа увести ее в отдельный кабинет ближайшего дорогого борделя, чтобы провести там ночь.
У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, которого Брахма наказал тем, что в следующей жизни он стал софой и, соответственно, свидетелем многочисленных любовных связей в которых он участвовал лишь как предмет мебели. Разумеется, это ещё один намек на план Силвертанга.
На полу недалеко от графини лежат вещицы, которые она приобрела на аукционе. С них ещё даже не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане указывает на фигурку Актеона с оленьими рогами, в данном случае однозначный символ обманутого мужа. Впрочем, для продолжения истории значение имеют не только рога, но и иные подробности биографии несчастного Актеона. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором легко определяется изображение Леды и Лебедя, предающихся любовной страсти. Этим эротическим сюжетом Хогарт намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Юпитер, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.
Между прочим, плодом связи Леды и Юпитера явилась Елена, прекрасная царица Спарты. Так что вполне можно предположить, что во-первых, авантюра с маскарадом это отнюдь не первое интимное свидание Силвертанга и графини, и что ещё неизвестно, от кого она на самом деле родила дочь.
Сюжет дополнительно иллюстрируют картины, которые художник размещает на стенах. Это «Похищение Ганимеда», «Дочери Лота, заставляющие отца пить вино» и «Юпитер и Ио». Венчает картинную галерею большой портрет адвоката Силвертанга, размещенный как раз над «Похищением Ганимеда».
В общем, все эти картины однозначно говорят о разных аспектах и формах совращения, и, тем самым, нагнетают мрачное настроение в достаточно комической на первый взгляд сцене.
Продолжение следует…