УИЛЬЯМ ХОГАРТ. МОДНЫЙ БРАК. 1743-45

топ 100 блогов nikonova_alina04.12.2023
Уильям Хогарт. Модный брак. Брачный контракт. 1743-45
Уильям Хогарт. Модный брак. Брачный контракт. 1743-45

Часть 1.

          Вот как-то не хочется мне расставаться с Уильямом Хогартом. Нравится мне этот художник, причем не только как живописец, но и как человек, который очень хорошо осознавал свою роль в мире искусства, не считал себя великим творцом или пророком, а в меру своих немалых способностей развлекал, просвещал или воспитывал зрителей, не забывая получать при этом материальную выгоду.

        Конечно, это не Хогарт придумал рассказывать историю в цикле последовательных картин, и не он первым начал писать сценки из современной жизни с морализаторским и сатирическим подтекстом. Но он считается первым по крайней мере среди англичан, кто рискнул высмеять нравы высшего света, а не довольствоваться историями из жизни третьего сословия.

         В 1743-45 годах Хогарт создал серию из шести картин под названием «Модный брак», а, точнее, «Брак по моде» (Marriage à-la-mode). Это история семейной жизни, оказавшейся весьма короткой, двух молодых представителей высшего общества – графского сына и дочери богатого купца.

        Первая картина цикла – «Брачный контракт», - повествует о том, как заключался этот супружеский союз. Действие сцены происходит, вероятно в доме графа Сквандера, отца жениха, что подчёркивает тот факт, что данный брак не имеет никакого отношения к небесам, а создаётся исключительно по прагматическим земным соображениям.

         Брачный контракт подписывают отцы будущих мужа и жены. Граф, восседающий на кресле с балдахином за спиной, держит в руках длиннейший свиток с изображением своего генеалогического древа, ведущего начало от Вильгельма Завоевателя, а отец невесты, богатый, но скупой купец, через лорнет скрупулёзно изучает текст брачного контракта. Граф, судя по всему, болен подагрой, поскольку его нога без туфли покоится на специальной подставке, а рядом с креслом стоит костыль. Это указывает на то, что он злоупотреблял различными излишествами, что, вероятно и привело к его разорению и, как следствие, к необходимости заключать брак между его наследником и девушкой из более низкой социальной среды.

        Граф и купец сидят за столом, на котором помимо чернильного прибора и свечи разложены купюры и рассыпаны монеты. Возле стола стоит ростовщик в скромной одежде, который в одной руке держит долговые расписки графа, а в другой денежные купюры. Видимо, он собирается вернуть расписки графу, поскольку уже получил часть долга. Нотариус, одетый в длинную черную мантию, демонстративно отвернулся от сцены торга и смотрит в открытое окно, за которым находится городская площадь. Дом на ней – это новый особняк графа, строительство которого остановлено из-за его долгов. Судя по всему, граф обитает в весьма престижном районе, и хозяину очень не хочется лишиться своей недвижимости переехать куда-то в менее престижное место.

         Будущие супруги, в целом, довольно симпатичные, хотя и простоватые, молодые люди, сидят рядом на одном диване, но даже не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг, который полирует ее обручальное кольцо, что можно считать очевидным намеком на ее будущую неверность.

         Очевидно, что это отцы жениха и невесты заинтересованы в браке детей, а вовсе не они сами, поскольку благодаря этому союзу семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты приобретет вожделенные связи в высшем обществе. А вот планы младших членов семьи очевидно никто в расчет даже и не брал.

         На картине присутствуют несколько символов, которые однозначно указывают на грядущие последствия такого брака. Это собаки, скованные одной цепью, которые обозначают супружеские отношения сложившиеся не по любви, а по принуждению. А также на грядущие моральные и физические страдания супругов и печальный конец всего этого предприятия намекают и картины, развешанные на стенах: «Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн».

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Все наши мечты могут сбыться, если у нас хватит смелости их осуществить». — (с) Уолт Дисней ...
Помните эту красотку? Она была суперзвездой в конце 90-х и начале 2000-х. Но затем вышла замуж на Чарли Шина и вместе с ним деградировала до комедийно-пародийных ролей и реалити-шоу. Пару лет назад она вместе со своей 18-летней дочерью стали продавать свои интимные фотографии на ...
Учебник истории - это, наверное, самый страшный враг для того, кто пытается понять логику событий второй мировой... Да и, наверное, вообще любых исторических событий. Дело вовсе не в том, что там все наврано или написано неправильно. Просто каждый первоклассник, взяв в руки учебник, ...
Постоянно натыкаюсь на высказывания, что президент Украины Владимир Зеленский – наркоман и клоун, трус и подлец, негодяй и сволочь, и пр.пр.пр…. Змпред Совбеза России Дмитрий Медведев о главе украинского государства тоже пишет исключительно пренебрежительно-уничижительно. Вот снова ...
Кстати, вчерашний запуск ракеты Falcon Heavy повеселил не только зрителей RT, но и чиновников из Роскосмоса. Исполнительный директор по коммуникациям госкорпорации Роскосмос Игорь Буренков комментирует триумф Маска то ли просто с шутками-прибаутками, то ли с раздражением: ...