ДЖОРДЖОНЕ. ТРИ ФИЛОСОФА. 1505-09

топ 100 блогов nikonova_alina27.11.2023
Джорджоне. Три философа.1505-09
Джорджоне. Три философа.1505-09

Часть 2. ТРАКТОВКИ СЮЖЕТА

ВОЛХВЫ

         Вероятно, версия о том, что на картине Джорджоне представлены волхвы, была самой ранней изо всех прочих вариантов трактовки сюжета данной картины. В сознании человека той эпохи, чья жизнь была теснейшим образом связана с христианскими традициями, трое мужчин разного возраста автоматически ассоциировались с тремя волхвами. Их было принято изображать как представителей трёх различных возрастов и трёх различных сторон света и национальностей. Считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар – юношей и королём Тарса, а Валтасар – средних лет и королём Эфиопии. Таким образом, персонажи с картины Джорджоне вполне вписываются в эту традицию, за одним исключением: Валтасар у него, конечно, смуглый, но не негр.

         Волхвы наблюдали за Вифлеемской звездой, следовательно были учеными и астрономами, на что могут указывать астрономические приборы, которые можно увидеть в руках у младшего и старшего персонажей Джорджоне. Чтобы проследить путь звезды, они поднялись на гору, видимо, ту самую, которая на картине кажется окутанной волшебным синим туманом, и теперь с, с помощью компаса, квадранта и астрономической карты будут изучать движение звезды, сверяясь со своими учеными записями. Можно предположить, что младший из героев заметил Вифлеемскую звезду, старший определил ее астрономически, а мужчина средних лет истолковал ее явление, основываясь на пророчестве Валаама:

         «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых».

         Далее в картине присутствует пещера, которая может быть той самой, где согласно популярной европейской средневековой легенде Адам и Ева , изгнанные из земного рая, они спрятали свои сокровища, а затем там якобы произошло чудесное воплощение Иисуса Христа в нового Адама. Еще более однозначно в таком контексте воспринимается указание на пещеру на картине как на Пещеру Рождества.

        Вход в пещеру обрамляет плющ, обозначающий вечную жизнь и бессмертие, а также намекающий на грядущие Крестные страдания Иисуса. Рядом с пещерой изображена смоковница, символ греха, который будет искуплен Жертвой Иисуса. У подножия пещеры находится источник воды, символ крещения. Приглушенный закатный свет, заливающий задний план картины, кажется исходящим не от заходящего солнца, а от Вифлеемской звезды.

Сальвадоре Сеттис
Сальвадоре Сеттис

         Несмотря на определенную логичность и обоснованность, эта трактовка в настоящее время большинством искусствоведов не поддерживается. Пожалуй, единственным, кто продолжает ее отстаивать, является известный итальянский искусствовед и археолог Сальвадоре Сеттис, человек блестяще эрудированный и глубоко уважаемый в соответствующих кругах (в частности, в 1994-99 годах он был директором Музея Гетти в Лос-Анжелесе), но в данном случае не нашедший поддержки среди коллег.

ФИЛОСОФЫ

       Несмотря на достаточное количество доказательств версия с волхвами никогда не была основной для трактовки сюжета картины Джорджоне. В конце концов, можно найти и очевидные моменты, которые ей противоречат. Помимо того, что Валтасар не черный, на картине нет никаких признаков наличия даров (мирра, золото и ладан), которые волхвы должны нести в дар Божественному Младенцу, Вифлеемская звезда также не представлена ни в каком виде (отдаленное золотистое свечение – это слишком абстрактно для начала 16 века), да и присутствия Святого Семейства, пастухов и ангелов в пещере явно не наблюдается.

         Поэтому уже с середины 16 века была выдвинута версия о том, что на картине Джорджоне представлены три философа, которые олицетворяют три периода или направления философской мысли. Старец представляет древнегреческую либо средневековую философию, мужчина в тюрбане – арабскую, а юноша – еще только зарождающуюся философию эпохи Возрождения.

Платон
Платон
Аристотель
Аристотель
Авиценна
Авиценна
Аверроэс
Аверроэс

          Более развернутый вариант этой версии определяют картину как аллегорию процесса передачи знаний древнегреческой философии через арабские переводы итальянскому Возрождению. Старик в этом случае может изображать Платона или Аристотеля, мужчина-араб – Авиценну, Ибн Рушда (Аверроэса) или какого-то другого учёного Золотого века ислама, а молодой человек – философию Возрождения, уходящую корнями в прошлое и вглядывающуюся в темноту пещеры, хранящей еще доселе непознанные тайны. Кроме того, пещера в данном контексте может символизировать знаменитую концепцию пещеры Платона, иллюстрирующую его учение об идеях.

Птолемей
Птолемей
Аль-Баттани
Аль-Баттани
Николай Коперник
Николай Коперник

         По версии историка философии Джузеппе Фаггина герои Джорджоне представляют не философов, а ученых - Клавдия Птолемея (старик), Николая Коперника (молодой человек) и арабского астронома и математика Мухаммада ибн Джабира аль-Харрани аль-Баттани (мужчина в тюрбане).

       На листе в руках старика различимо слово «затмение» и астрономическая диаграмма. Великое соединение Юпитера и Сатурна 1503 года и солнечное затмение в том же году считались признаками надвигающегося пришествия Антихриста, что позволило некоторым исследователям выдвинуть гипотезу о том, что философы предрекают миру апокалипсис.

Пифагор
Пифагор
Ферекид
Ферекид
Фалес
Фалес

         Есть еще более экзотический вариант «философской» теории основывается на том, что поза юноши имеет форму прямоугольного треугольника. В таком случае предполагается, что художник отсылает зрителя к истории создания теоремы Пифагора. Тогда старшие персонажи могут изображать Ферекида и Фалеса, учителей Пифагора. По другой версии старик представляет астронома Аристарха Самосского.

Аристарх Самосский
Аристарх Самосский

             Свежую версию в развитие классической «философской» теории выдвинул в 2015 году Федерико Маринелли, заместитель директора отдела исследований и анализа Академии изящных искусств в Палермо. По его мнению, трое персонажей на картине представляют современников и друзей Джорджоне, философов Альберто Боничелли, Грегорио Барзаси и Стефано Маринони.

ПРОЧИЕ ВАРИАНТЫ

          При всей своей логичности версия с философами, которые демонстрируют преемственность научной мысли, также имеет свои слабые места. Если мужчины, представленные на полотне Джорджоне – философы, то почему двое из них держат в руках инструменты для астрономических исследований? Может, философ из них только один – человек в тюрбане, а остальные – астрономы? Почему все они смотрят в разные стороны и не взаимодействуют между собой, передавая свои философские идеи? Так что если начать размышлять критически ,то стройная логика искусствоведческой теории куда-то исчезает.

          В общем, исследователи, неудовлетворенные этой теорией принялись изобретать новые объяснения для того, чтобы более-менее логично свести в единую концепцию все элементы композиции без исключения.

        Вариантов появилось немало. Одни видели в персонажах картины Эвандра и Палланта, показывающих Энею место для строительства Рима, другие – царя Соломона, Хирама Великого и Хирама Абиффа, строителей храма Соломона (Хирам Великий был союзником Соломона и прислал ему кедры, кипарисы, золото, каменщиков, плотников, и главного архитектора Хирама Абифа для строительства Храма).

         Сторонники следующего варианта предпочли не углубляться в теории, а просто и изящно объяснили смысл картины Джорджоне аллегорией трех возрастов человеческой жизни – юности, зрелости и старости. Авторы этой концепции обратили внимание на то, что персонажи картины имеют одежду разного цвета и предположили, что эти цвета также имеют определённый символический смысл. Юноша одет в белую рубаху и темно-зеленый плащ. Белый может обозначать невинность и божественный свет, зеленый – гармонию и пробуждение жизненных сил. Зрелый мужчина одет в костюм, сочетающий фиолетовый цвет, символизирующий глубочайшую духовность и торжество духа, и красный, символизирующий божественный огонь, Воскрешение, победу жизни над смертью. На старике желто-коричневая ряса, цвет которой может означать святость и скорбь. Соответственно с этой символикой действительно можно воспринимать персонажей картины как аллегорическое воплощение духовного становления личности. Любопытно также, что герои изображены в трех разных позах: в профиль (юноша), анфас (мужчина) и в три четверти (старик).

Также существует вариант, согласно которому на картине представлены три эпохи европейской цивилизации: античность, средние века, Возрождение. Ещё более оригинальной выглядит концепция аллегорического воплощения трёх авраамических религий: иудаизм (старец), ислам (мужчина-араб), христианство (юноша).

        Оригинальное развитие последней теории предложил известный итальянский искусствовед Аугусто Джентили. Он обратил внимание на то, что на листах в руках у старца есть указание на полное лунное затмение 29 февраля / 1 марта 1504 года в полночь, а также записаны числа от одного до семи, что по его мнению имеет отношение к иудаизму. Поэтому Джентиле идентифицирует старца как Моисея, основателя иудаизма, отмечая также, что его изображение у Джорджоне полностью соответствует традиционной иконографии этого персонажа. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что при рентгенографическом исследовании на голове старца была обнаружена священническая диадема.

        Мужчину в восточном одеянии Джентиле определяет как Мухаммеда. К тому же он держит руку у себя на животе, что в астрологии соответствует указанию на Венеру, а этот жест относится к венерической традиции, приписываемой арабам.

         При этом с третьим персонажем возникает большая проблема. Он явно моложе предполагаемого Мухаммада, а значит не может быть Иисусом Христом. Однако согласно некоторым теориям, распространенным в эпоху Возрождения, затмение, на которое указывают записи Моисея, должно было фактически означать сошествие на землю антихриста. Им то как раз и является симпатичный юноша, намеревающийся исследовать пустую пещеру, где по определению не могло происходить чудо Рождества Христова. Джентиле опирался на рентгеновский снимок картины, на котором были отчётливо заметны некоторые люциферианские черты лица юноши, которые затем смягчил художник.

           Впрочем, точка в этих исследованиях ещё далеко не поставлена. Наверняка, по поводу «Трех философов» Джорджоне можно придумать и что-то новое. Впрочем, так всегда бывает с действительно значительными художественными произведениями.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В мире 300 миллионов владеющих русским, но только половина их находится в РФ, а вот другая половина, даже не говоря про Украину, к россиянам, мягко говоря, не испытывает добрых чувств. Это особенно чувствуется здесь, на Кипре, где очень много не только сознательных русских эмигрантов, но ...
Любопытно рассмотреть, как повлияет на научное мировоззрение в целом ситуация, когда теории мультиверсума и антропный принцип перейдут из разряда маргинального научного течения в самый мейнстрим. Произойти это может по разным причинам. Возможно, теория эта будет принята просто без ...
Space будут сотрудничать при создании лунных скафандров NASA для миссии Artemis III, запланированной на 2025 год. Об этом 4 октября сообщил гендиректор американской космической компании Майкл Суффредини. «Технический опыт Prada в области сырья, технологий производства и инновационных ...
Червоядие Завхоз ―          у него                   продовольствия выбор по свежести ...
Чемпионом футбольного Евро-2012 станет Германия, которая 1 июля в Киеве, в финале обыграет своих давних, принципиальных соперников – сборную Голландию. Такой прогноз британскому изданию журнала GQ дал Чемпион Европы 1992 года, вратарь сборной ...