Угроза голода, по-видимому, близка и поныне
zhu_s — 26.03.2010 (навеяно обсуждением в журнале М.Ю.Соколова, запись тут из-за того, что оказалась великовата для коммента) Когда "реформаторы пришли к власти" (с), запасов хлеба в стране оставалось, как все знают, на 3 дня (или что-то вроде того). Но не сильно больше их и сейчас (http://www.gks.ru/bgd/free/B10_00/IssWWW.exe/Stg/d02/3-1.htm, табл.4). 4 дня, как видим. Булки не пекут на год вперед - зачерствеют, а то и заплесневеют. С таким же успехом Чубайс мог бы сообщить, что когда он пришел в РАО ЕЭС, запасов тока в проводах оставалось на несколько минут и страна готовилась погрузиться во тьму.Зерна у нас до середины февраля, а валюты нет... Но "не нужно золота ему, когда простой продукт имеет", нефть и газ - те же деньги независимо от того, кто у власти, реформаторы или ортодоксы - закачивается в трубы, и нет в мире силы, кроме атомной войны, которая остановила бы этот печатный станок, хоть Новодворскую премьером назначь. В итоге в 92 году на импорт продовольствия пошло 9.6 млрд. долл. при выручке только от экспорта нефти и газа 22 млрд. (продажа нефти выросла с 56.5 до 66 млн.т за счет частичного отсечения от трубы б.союзных республик), а всего экспортной выручке - 42.4 млрд. (Росс.стат.ежегодник, 1996, стр. 345-6). Но даже если бы враг взорвал трубу, жизнь бы на этом не кончилась - на 9.2 млрд. долл. поступило импорта в счет ранее заключенных кредитных соглашений (импорт зерна вырос до 29.5 млн.т против 21.5 годом ранее, причем в значительной мере это не продовольственное, а фуражное зерно, и вообще вся проблема зернового импорта - следствие гипертрофированного развития крайне неэффективного животноводства в СССР, для продовольственных нужд с избытком хватает своего). Честно говоря, валюты в 1992 году, когда появилась возможность вывести за границу то, что раньше шло в стружку на оборонных заводах, было просто некуда девать, ее остатки на счетах предприятий выросли на 8.7 млрд. долл., а чистый вывоз капитала составил почти 7% ВВП (там же, с.290).
Никакой угрозы голода, конечно, не было. Но была потребительская паника, по всей стране пенсионеры вставали в 4 утра и тянулись к ларькам занимать очереди. Освобождение цен сделало эту деятельность бессмысленной, пенсионеры разбрелись по своим норам, и страна похорошела даже внешне. В общем, примерно то же, что уход от поддержки курса рубля в случае паники валютной, которую, наверное не все еще забыли - доставкой на рынок дополнительных долларов (хлеба) это не лечится.
Однако, разумеется, Е.Т., никак не хотевший остаться в сознании современников "пенсионероборцем" и будучи человеком, склонным к несколько циничному юмору, постоянно вешал на уши бравшим у него интервью восторженным дурам лапшу про 3 дня хлебных запасов и пустые валютные закрома. Заслуги его перед страной велики и неоспоримы (это прежде всего - остановка потребительской паники и закладка основ рыночных институтов, которые худо-бедно, но как-то заработали через несколько лет), но хлебного снабжения он не организовывал и продотрядов по стране не рассылал. Ни к чему окарикатуривать честно сделанную им работу этой "народной жвачкой".