Волатильная пища
zhu_s — 04.02.2010С переходом Росстата к новой «системе мере и весов» в промышленности (речь идет о новом, гармонизированном с международным, классификаторе продукции ОКПД и весов для построения индекса, базирующихся на структуре производства 2008 года, тогда как раньше базой служил 2002-ой) в отношении того, что же происходит с промышленным производством в первые месяцы нового года, воцарилась неразбериха. Простая «склейка» показателей «к предыдущему месяцу» с рядами, составленными еще в старых координатах, т.е. до декабря 2009 года включительно, после сезонной обработки покажет небольшое снижение промпроизводства с декабря, а то и с октября. Это видно и на графике, приводимом Росстатом, и дает повод для восклицаний типа «ну где вы увидели подъем» скептически настроенным коллегам. В сравнении же с показателем прошлого года, наоборот, статистики дают несколько больший рост, чем это вытекает из «склеенного» ряда. Такое положение, возможно, требует небольших пояснений.
Так получается исключительно за счет обрабатывающих производств. На двух других основных видах экономической деятельности, относимых к промышленности – добыче ископаемого сырья и электро-, газо- и водообеспечении - изменение Росстатом методики подсчета, если и сказалось, то довольно слабо, ввиду узости круга продуктов в натуре и довольно схожей динамике их производства (из-за чего влияние смены базового года для весов при агрегировании натуральных показателей в сводные индексы сказывается не очень сильно). В итоге, начиная осени прошлого года объемы производства там растут очень шустро. Сезонно скорректированный индекс для добывающих производств давно превысил докризисный уровень (даже несмотря на то, что добыча угля пока еще немного ниже докризисной, а добыча нерудного сырья для производства стройматериалов, как и весь стройкомплекс, находится в глубоком провале, и в нем – единственном - пока не видно никакого просвета). Потребление электроэнергии также вплотную подошло к докризисному максимуму, причиной чему отчасти – холодная затянувшаяся зима.
А вот с индексом обрабатывающих производств это перевзвешивание кажется сыграло злую шутку. Вообще говоря осовременивание базы должно немного повышать темпы, и это естественно. Если бы до сих пор взвешивали выпуск по структуре производства, кажем, 1913 года, то темпы сводных показателей (в частности, ВВП) вряд ли где превысили бы 1% годовых из-за доминирования села, охоты и рыболовства. А так, с пересчетом, повышается вес продуктов и отраслей, которые в последнее время росли быстрей.
Но в нашем случае вышло так, что те, кто больше всего «набирал вес» к 2008 году, в условиях экспортного и инвестиционно-строительного бума, потом сильнее всего и упали. В итоге после пересчета исторических рядов мы, скорее всего, увидели бы более глубокий спад в обрабатывающей промышленности, на фоне которого ситуация начала 2010 года смотрелась бы уже как рост, хотя наверное - и несколько более медленный, чем 3-4 месяца назад. Это, по-видимому, связано с замедлением роста экспортного спроса на кое-какую нашу продукцию: металлы, топливо, химию и др. Зато на смену ему пришел рост спроса внутреннего. В стороне от этого восстановительного бума остаются совсем немного зон в промышленности – это во-первых, все что связано со строительством, где пока что - глухой застой, и во-вторых, какой-то, уже довольно узкий круг производств в машиностроении, вроде производства станков и той же строительной техники, офисного оборудования, мотоциклов и велосипедов ну чего-то еще по мелочи.
Обычно в связи с поступлением новых данных или модернизацией базы вместе с последними данными сразу выкладываются и пересчитанные исторические ряды. Так, например, поступило Бюро экономического анализа (БЭА) США, выложив вместе с первой (advanced) оценкой ВВП второго квартала прошлого года сразу обновленный ряд ВВП - годовой с 29 года, квартальный с 47-го. Надо сказать, что и у них этот пересчет понизил темпы «кризисного» 2008 года (осторожно со ссылкой – довольно тяжелый pdf), из-за чего восстановление в следующем, 2009-ом стало смотреться «бодрее». Вполне возможно, учитывая общий скептический настрой по отношению к статистикам, что этот пресечет воспринят кем-то как «лакировка действительности». Тем более, что в январе Бюро статистики труда (БСТ) произвело радикальный пересчет данных по занятости, сократив свою оценку числа занятых к концу прошлого года почти на полтора миллиона, что несколько уменьшило доверие к данным о снижении безработицы в США, начиная с ноября.
Вероятно, такие же критические слова найдутся и по отношению к Росстату, когда во 2-ом квартале он вывесит обновленные ряды индексов промышленного производства, и мы, скорее всего, увидим в них заметный рост в рассматриваемый период. Сейчас этот рост виден в показателях по достаточно детализированным позициям, где влияние изменений в методике счета последних показателей не так чувствительно. Их и выкладываю, невзирая на обилие (30 товарных групп). Данные для расчетов, как обычно, предоставлены Владимиром Бессоновым (ИИР НИУ ВШЭ), они подвергнуты сезонной фильтрации (Х12-ARIMA) и сглаживанию.
П.С. (чтобы скрасить неизбежную скуку этой записи) Рассматривая графики, легко заметить, что неплохим индикатором грядущего кризиса может быть выпуск полиграфической продукции - оба раза, перед тем как упасть, там надувались «пузыри». Значит, это что-то вроде цен на баранину, по которым, если верить В.Суворову, советский генштаб вычислял дату нападения немцев. Ну вроде бы естественно - по мере того, как накаляется атмосфера, люди интересуются, читают, ну а потом становится уже не до того. То же самое можно сказать и об «экономических» жж, где наиболее посещаемые сегодня -это что-то вроде революционных кружков, вещающих на темы «оковы тяжкие падут» etc.
upd (20.03) Графики обновлены с учетом данных Росстата за февраль по детализированной номенклатуре продукции. Относительно методики получения исходных данных см. выше комментарий Э.Ф.Баранова. Из-за несопоставимости методик учета на уровне продуктов сезонно скорректированная динамика в значительной мере представляет собой экспертную оценку на основе более-менее поддающихся «склеиванию» рядов. Но надо отдавать себе отчет, что сколько-нибудь объективных цифр сейчас нет ни у кого. В феврале видим довольно ощутимое замедление динамики в промышленности в целом, но на детализированном уровне видим, что все торможение промпроизводства января-февраля связано почти исключительно со спадом в производстве стройматериалов и металлоконструкций. С конца прошлого года в строительстве обозначился новый виток коллапса. Что могли из начатого – достроили в прошлом году. Нового организации строят мало, а индивидуальные застройщики, вытягивавшие строительные объемы и вводы жилья в прошлом году, в это время года не строят совсем. Динамика промышленности отражает влияние этой, уже не помню какой по счету, очередной волны спада.
В связи с уточненными исходными данными должен поправить и кое-какие озвученные ранее цифры. Прирост промпроизводства января-февраля/к прошлому году можно оценить не в 15-16%, как вытекало из первоначальных данных, а лишь в 12.5, соответственно и прирост за год (т.е. 2010 к 2009), если бы производство осталось на январско-февральском уровне, был бы не 11%, а всего лишь чуть больше 7. Вот так. Но, конечно, не факт, что относительная стагнация первых двух месяцев продлится весь год. Да и сами цифровые выражения этой стагнации, основанные на «склейке» наполовину разнородных рядов, пока что довольно расплывчатые.
|
</> |