Углич. Богоявленский монастырь
raven_yellow — 19.09.2016 Богоявленский женский монастырь занимает полквартала, прилегающего к Ростовской улице. По одной из версий, он был основан в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией Московской. По другой версии, его основала Ксения Шестова, мать Михаила Романова в конце XVI столетия.Из трех монастырей Углича Богоявленский - самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестивековым "стажем"). Изначально располагался в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей. В 1591 году, после убийства в кремле царевича Дмитрия, в монастырь была насильно пострижена его мать, царица Мария Федоровна Нагая.
Спустя почти сто лет после своего открытия в связи со строительством в кремле оборонительных сооружений обитель "переехала", впрочем, недалеко - на расстояние всего в несколько сотен метров, не более 5-ти минутах ходьбы от кремля. Здесь же она располагается по сей день.
Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый каменный храм обители.
Церковь Феодоровской иконы Богоматери построена в 1818 году. Она освящена в честь патрональной иконы рода Романовых в благодарность старице Марфе, Ксении Шестовой, матери основателя династии.
В 1930 г. обитель закрыли, все его ценности конфисковали, а монахинь выселили как нежелательный элемент. В церковных зданиях организовали кладовые, переоборудовали под школы и жилье.
В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, здесь же она училась в школе. В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть "Углич", а спустя 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую ее книгу "Дневные звезды". Ниже мы видим ту самую школу, где она училась.
«Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!»
(О.Берггольц, "Дневниковые тетради 1923 года")
Напротив школы находится Богоявленский собор, построенный по проекту самого К. Тона (автор Храма Христа Спасителя в Москве) в 1853 году в русско-византийском стиле. Этот храм чуть ли не единственная сохранившаяся постройка Тона.
Это настоящая жемчужина Углича, самый большой и красивый храм города. Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, он виден издалека, в перспективах улиц и с Волги.
Зайдем внутрь. Утром здесь ни души. Фотографировать можно, если внести символическое пожертвование, рублей сто.
В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.
У игуменьи Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и, кроме того, у них были три сына-наследника.
Но зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.
19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.
В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.
Здесь мы оказались свидетелями необычного явления, о котором нас предупреждали, но мы не поверили. К сожалению, фотоаппарат этого передать не может. Когда мы вошли в храм, на стенах были заметны только какие-то темные пятна без признаков рисунка.
Было раннее утро, всходило солнце, и буквально у нас на глазах темные пятна стали приобретать формы, и через 15 минут на них явственно стали различаться всевозможные фрески. Они появлялись везде, на всех стенах.
Я верю в Бога, но не верю в чудеса. Что это было? Чудо Божье, оптический эффект или какая другая химия, я объяснить не возьмусь. Одно знаю твёрдо: малое знание уводит от Бога, большое знание приводит к Нему.
|
</> |