Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

топ 100 блогов michailov_na18.03.2023

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова открыт в 1920 году. Стараниями уроженца Уфы, замечательного русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Именно его коллекция живописи легла в основу создаваемого музея. Надо сказать, что музей потрясающий, интересных экспонатов море, поэтому постов будет несколько. А начнём знакомство, конечно же, с великолепных полотен русских мастеров, творчество которых любимо многими. Смотрим?

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

2. Очень много работ самого Михаила Васильевича.

Михаил Нестеров. Кабинет отца. Конец 1870-ых годов.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

3. Михаил Нестеров. Терраса на Капри. 1889.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

4. Михаил Нестеров. Голова молящегося юноши. Этюд к картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». 1891.

Образ Сергия Радонежского стал ключевым в творчестве Михаила Нестерова. Толчком для художника послужили празднества, посвящённые 500-летию со дня кончины основателя Троице-Сергиевой лавры, которые проходили в России в 1892 году. Нестеров почитал святого с детства, а юбилейная дата положила начало серии из 15 больших полотен, повествующих о жизни и служении преподобного Сергия. Одним из масштабных полотен стала картина «Юность преподобного Сергия Радонежского», к которой художник написал множество вспомогательных материалов. Модель для этюда «Голова молящегося юноши» была найдена случайно. Художник в Киеве занимался росписью Владимирского собора. Ему нужна была натурщица для образа одного из святых и местная художественная школа прислала одну из учениц, с которой был написан и этот этюд. Финальный вариант, вошедший в картину, значительно видоизменился, и в одухотворённом юноше трудно увидеть женские черты, но лицо, огромные глаза и переданное художником выражение молитвенного восторга остались такими же.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

5. Михаил Нестеров. Адриатическое море. 1893.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

6. Михаил Нестеров. Абастуман. 1900.

Абастумани художник отдал 5 лет своей жизни. По приглашению Цесаревича Георгия Александровича он расписывал там храм в честь святого Александра Невского.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

7. Михаил Нестеров. Крым. 1900-ые годы.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

8. Михаил Нестеров. Зимой в скиту. 1904.

Под впечатлением романов П.И. Мельникова-Печёрского «В лесах» и «На горах», живописец посвятил целую серию своих картин героиням этих романов. Это полотно посвящено Флёнушке — кроткой и чистой девушке, которая страдает от невозможности любви и счастливой семейной жизни и не нашедшей покоя и умиротворения даже в монастырских стенах. Картина пронизана чувством безысходной тоски, а печаль и одиночество молодой женщины подчёркнуты унылым заснеженным пейзажем с еле виднеющимися избами скита и тонкими белоствольными берёзками. Яркая красно-чёрная одежда женщины выделяется на фоне холодных серебристо-голубоватых красок пейзажа. Героиня вызывает сострадание — молодая и красивая женщина навсегда погребена в дремучих лесах в суровых условиях старообрядческого скита, полностью оторванного от цивилизации. Позировала для картины вторая жена художника — Екатерина, которая стала для него не только хранительницей домашнего очага и помощницей в делах, но и музой.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

9. Михаил Нестеров. Осень. 1908.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

10. Михаил Нестеров. Уральский пейзаж. Первая половина 1910-ых годов.

«Лето моё прошло довольно разнообразно. Начал я с того, что в мае уехал на Волгу, потом в свою Уфу, оттуда на Урал, перевалил его, был в сорока пяти верстах от Европы. Дивная природа Урала восхитила меня, столько в ней чего-то близкого моей великорусской душе! Неисчерпаемый источник этот Урал для русских пейзажистов, и жаль, что даже А.Васнецову не удалось подметить всей прелести, своеобразия и драматизма Урала. Ну, да бог с ним!»

Из письма Л.В. Средину.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

11. Михаил Нестеров. Дача в Берёзке. 1912.

Михаил Васильевич Нестеров приезжал в Берёзки, как он сам говорил, «восстановить силы, попастись на травке, пописать этюды». В 1910 и в 1911 годах он жил здесь урывками, а в 1912 году семья Нестеровых провела на даче в Берёзках всё лето.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

12. Есть несколько пейзажей Левитана.

Исаак Левитан. Пашня. 1880-ые годы.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

13. Исаак Левитан. Лесная речка. 1880-ые годы.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

14. Исаак Левитан. К вечеру. Река Истра. 1885.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

15. Исаак Левитан. Пейзаж. Волга. 1888-1890.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

16. Исаак Левитан. На Волге у берега. 1888-1890.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

17. Исаак Левитан. В Крыму зимой. 1900.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

18. Мой любимый Айвазовский.

Иван Айвазовский. Ночь в Венеции. 1847.

Картина — классический образец романтического пейзажа. Художник сумел передать всю красоту и прелесть южной ночи в итальянском городе. Глубокое знание всех тонкостей морской стихии нашло своё отображение в неверности лунного света, переливающегося на воде и отражающегося на берегу. Таинственная прелесть моря и неба кажется ещё прекраснее на фоне бесшумного скольжения гондол по водной глади. Живописец не стал ограничиваться изображением природы. Он мастерски добавил в композицию небольшие фигурки местных жителей. Одинокий гондольер и спокойно прогуливающиеся по берегу венецианцы подчёркивают идиллию. На заднем плане художник разместил постройки, они кажутся второстепенными, но это лишь на первый взгляд. На самом деле здания настолько тщательно прорисованы, что без них образ ночного города был бы неполным. Иногда они практически сливаются с морской гладью, которая как будто колышется от лёгкого бриза. Этот ночной ветерок пришёл на смену длинному жаркому дню, принеся жителям города долгожданную прохладу.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

19. Иван Айвазовский. Ночь ( Бухта в Феодосии ). 1890-ые годы.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

20. Николай Гё. Портрет доктора Краузе. 1860-1861.

В картине художник воплотил образ интеллигентного человека с богатым внутренним миром. Вильгельм Краузе был выдающимся хирургом, одним из родоначальников целого поколения немецких медиков. Живописец познакомился с ним во Флоренции, где жил, начиная с 1860 года. Тогда же он написал эту картину.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

21. Василий Верещагин. Башкир. Конец 1860-ых — начало 1870-ых.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

22. Алексей Саврасов. Пейзаж с избушкой. 1866.

Полотно вызывает у зрителя искреннее волнение, хотя в пейзаже нет никакого драматического сюжета. Всё предельно просто: полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, дремлющая на солнце собака и домашняя птица, ищущая себе пропитание в дворе. Но картина проникнута сильным поэтическим переживанием, вызванным изображением будничной и не слишком радостной крестьянской жизни, которая сопровождается тяготами физического труда и нищетой. Несмотря на незатейливость сюжета, не остаётся сомнений, что пейзаж потребовал от художника немалых творческих усилий и длительного времени. Результат труда — удивительно целостное произведение искусства, которое производит неизгладимое впечатление на зрителя.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

23. Василий Поленов. Баальбек. Развалины Круглого храма. 1882.

Этот небольшой по размерам этюд входит в серию произведений, созданных живописцем под впечатлением его путешествий по Востоку. Кажется, свет льётся на остатки колонн и каменной кладки буквально отовсюду, отражаясь в мраморных плитах пола. В то же время голые стволы высохших под жарким южным солнцем деревьев говорят одновременно и о знойном лете, и о запустении этого места. Когда-то храм был полон людей, которых он укрывал от дождя и ветра. Теперь же это место безлюдно, и уже совсем скоро проросшие сквозь каменные плиты трава и деревья окончательно превратят его в безжизненную пустыню. Баальбек, некогда большой торговый центр древнего Ливана, в 1775 году пережил разрушительное землетрясение, после чего превратился в город-призрак, что и запечатлел в своём этюде русский художник.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

24. Илья Репин. Голова ссыльного. Этюд к картине «Не ждали». 1884.

В период, начавшийся в конце 1870-х годов, важной темой в жанровых полотнах Репина стали некоторые моменты из жизни типичного русского революционера. Его масштабная работа «Не ждали» показывает характер мыслей мастера о судьбе ссыльных. Не стоит забывать, что действие происходит во время социально-политических перемен в России, последовавших после разгрома народничества. Бывшие активисты движения сопротивления режиму начали возвращаться из ссылок. Сюжет произведения «Не ждали» основан на таком моменте. Образ революционера, много лет прожившего вдали от близких, его трагизм и психологическое состояние Илья Ефимович хотел передать в своей работе. То, насколько серьезно он относился к этому, подтверждают этюды головы ссыльного, где важнейшую роль играет выражение лица. На сегодняшний день известно лишь два этюда головы революционера: один находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, а второй — в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Эксперты считают, что именно «башкирский» вариант более ранний. Мы видим уверенность и силу во взгляде героя. Первое впечатление подтверждают крепкая посадка головы и выражение лица. Во втором этюде ссыльный напоминает рембрандтовского блудного сына: исхудавший, уставший, с тёмными кругами под глазами. От этого ценность «башкирской» картины только увеличивается.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

25. Архип Куинджи. Терек. 1888.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

26. Василий Суриков. На реке. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1892.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

27. Иван Шишкин. Лесная дорога. 1897.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

28. Игорь Грабарь. Золотые листья. 1901.

Яркий колорит полотна построен на доминировании красных и жёлтых оттенков, которые подчёркивают нарядность ранней осени, пылающую торжественность пламенеющих красок. Картина написана художником после его возвращения в Россию из европейского путешествия. Может быть поэтому его восторженные чувства так созвучны настроению пейзажа.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

29. Валентин Серов. Портрет балерины Е.С. Карзинкиной. 1906.

Елизавета Сергеевна Карзинкина танцевала в частной труппе русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова, отличалась стройностью и грациозностью. Художник изобразил её в рост, с гордо поднятой головой и прямым взглядом, с чёрной карманной собачкой на руках. Созданный углём и пастелью «Портрет балерины Е. С. Карзинкиной» демонстрирует виртуозное мастерство Серова и занимает особое место в его творчестве. Этой работой художник открыл серию графических портретов выдающихся русских балерин.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

30. Давид Бурлюк. Татарская деревня. 1915-1918.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

31. Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1917.

Крымские пейзажи стали занимать значительное место в творчестве художника после того, как он построил дачу в Гурзуфе. В период с 1910 по 1917 год художник много времени проводил в гурзуфском доме, где плодотворно работал. Здесь он создавал пейзажи, наполненные солнечным светом и теплом, изображал широкое пространство, утопающее в благоухающей зелени и цветах. Эта картина была написана перед отъездом из Крыма. После Октябрьской революции живописец больше никогда не приезжал в Гурзуф.

Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Испытываю я по этому поводу смешанные чувства. ОЧЕНЬ смешанные. Все понимающие вопрос товарищи за неделю до мероприятия мне говорили: Константин, ты же понимаешь, что на встречу придёт в лучшем случае человек двадцать. И то если ты очень постараешься и будешь всю неделю зазывать людей. ...
Ликбез для молодых авторов и желающих ими стать. Посредством френда в фейсбуке неожиданно для себя причастился к делам и проблемам современной окололитературной тусовки. Ну и так как редакция решение по "Кровавому песку" еще не приняла, - конец квартала, много работы, идет ...
Я уже неоднократно говорила, что мой любимый вопрос - "как?" Поэтому одним из самых больших подарков мироздания считаю предоставленный в мое пользование чужой нетривиальный положительный опыт. К слову сказать, чужой нетривиальный отрицательный опыт - тоже о-о-очень познавательная вещь, тол ...
Здрасти вам дорогие радиопочитыватели! Что-то случилось с нашим эфиром - не пролазят пиридачи. Но вообще-то у нас все хорошо и даже солнце светит в окно. А были дожди. И грозы. Шторм был и землетрясение. Но мы конечно же выстояли и победили как ...
Согласно материалу « Berlin va réclamer des dédommagements à Airbus pour les avions A400M livrés en retard » портала opex360.com , хотя официально в ФРГ не ставится вопрос о выходе из программы военно-транспортного самолета Airbus A400M, подобные слухи появляются в прессе, но, судя по в ...