«Уэнделл и Уайлд»: Демоны вместо родителей
okkomovies — 03.11.2022На Netflix вышел первый за 13 лет мультфильм Генри Селика, режиссера «Кошмара перед Рождеством» и «Коралины в Стране Кошмаров». Соавтором сценария мистической кукольной анимации, идеально подходящей под Хэллоуин, стал Джордан Пил («Мы», «Прочь» и «Нет»). Объясняем, почему мультфильм о воскрешении мертвых на самом деле является прекрасным вариантом для семейного просмотра.
Проблемного подростка Кэт (Лирик Росс) — девочку с зелеными волосами, в высоких сапогах и в кожаной куртке — переводят в католическую школу, да еще и в родном городе. А с ним у тинейджера связаны плохие воспоминания — несколько лет назад машина с родителями упала с моста в Раст-Бэнке, так девочка стала сиротой. После автомобильной катастрофы и закрытия пивоварни, которой владел отец Кэт, город пришел в запустение. Здесь есть только школа, а злодейский клан Клаксонов стремится построить еще и огромную тюрьму. Остановить алчных магнатов новенькой помогут демоны из ада Уэнделл и Уайлд, а также школьные друзья.
Генри Селик — прекрасный самобытный аниматор, который всю карьеру работал с чужими текстами. «Кошмар перед Рождеством» снят по сценарию коллеги и друга Тима Бёртона, «Джеймс и гигантский персик» основан на прозе Роальда Даля, «Коралина в Стране Кошмаров» сделана по произведению Нила Геймана. «Уэнделл и Уайлд» — экранизация неопубликованного текста Селика и Клэя МакЛеода Чэпмана. Над сценарием режиссер-аниматор трудился вместе с оскароносным и находящимся на пике карьеры Джорданом Пилом. Он же продюсировал картину. Пил изначально прославился как комедийный актер и участник дуэта с Кигэном-Майклом Ки. Их скетч-шоу «Ки и Пил» с успехом выходило в эфир на канале Comedy Central в течение пяти сезонов. В «Уэнделле и Уайлде» звездная парочка комиков объединяется, чтобы озвучить двух демонов из ада, подаривших мультфильму название. Это уже важный повод для взрослой аудитории обратить внимание на скорее детскую анимацию.
На самом деле братья-демоны — ребята талантливые. Они мечтают построить в аду парк развлечений, в котором будут получать удовольствие души усопших. Пока же они вынуждены жить в носу у отца — громадного дьявола по имени Баффало Бельзер. Однажды Уэнделл и Уайлд обнаруживают, что крем для волос сатаны (а без него он стремительно лысеет) оживляет мертвецов. Тут-то и начинается самое интересное, потому что братья отправляются в наш мир. Может быть, получится даже вернуть к жизни родителей Кэт.
«Уэнделл и Уайлд» — оригинальная рождественская сказка, в которой утверждаются семейные ценности, а добро обязательно побеждает зло. Родители и дети находят общий язык и учатся внимательно прислушиваться друг к другу, что в реальном мире происходит далеко не всегда. Звучит несколько банально, но стоит не забывать и о прописных истинах.
Естественно, по ходу событий парочка демонов становится положительными героями. А как могло быть иначе, когда говорят они голосами Пила и Ки? Пусть зрителей не обманывают кладбищенские декорации и воскресающие мертвецы. В мире кукольного мультфильма все они вовсе не пугают, а впечатляют проработанностью деталей, богатым авторским воображением Селика. Если вынести за скобки чету Клаксонов, в «Уэнделле и Уайлде» одни только забавные, хоть и не идеальные герои, которым порой просто нужно напомнить об истинных ценностях.
Селик, как и Бёртон в «Трупе невесты», чувствует, что кукольная анимация и макабрические сюжеты идеально дополняют друг друга. Техника мультипликатора несколько старомодная, но подходит для древних страшилок о воскрешении обитателей кладбища и даже добавляет им особого шарма. На финальных титрах зрители видят, какая огромная команда кропотливо работала над мультфильмом. Полнометражная кукольная анимация — дело нескольких лет, поэтому у Селика за плечами считаное количество работ.
Помимо девочки, испытывающей чувство вины из-за смерти родителей, и сражающихся за независимость демонов, на экране появляется крепкая монахиня (говорит голосом Анджелы Бассетт), изгоняющая бесов, ее парализованный ниже пояса немолодой помощник, коллекционирующий исчадий ада, падре-бизнесмен (Джеймс Хун), а также миленькая козочка. Мир Селика пестрит яркими персонажами, из-за которых хочется закрыть глаза на предсказуемый сюжет и многоголосицу тем и смыслов мультфильма. Американского аниматора трудно назвать мастером сценариев, поэтому в «Уэнделле и Уайлде» он пытается вывалить на зрителя не одну и не две свои идеи, которые он копил последние годы. Экологическая повестка, алчность капиталистов, неравенство прав нацменьшинств и белых людей, семейные отношения — список можно продолжать. Сказка получается перегруженной и путающей юную аудиторию. С другой стороны, в век бесконечных повторов и ремейков Селик остается верен жанру кладбищенских историй, но с каждым новым творением несколько меняет узнаваемый визуальный стиль, идя в ногу с техническим прогрессом.
Взрослым зрителям трудно однозначно советовать «Уэнделла и Уайлда» — с первых же минут нетрудно догадаться, куда вырулит сценарий, да и остроты повествованию не хватает. Netflix в данном случае явно метил в детскую аудиторию. Но и родителям есть на что посмотреть — все-таки это не анимация для малышей дошкольного возраста. Может быть, новая работа Селика не встанет в один ряд с его более ранними шедеврами, но «Уэнделл и Уайлд» удачно разбавляет поток компьютерной анимации, которая сегодня уверенно захватила рынок мультипликации.
Текст: Максим Ершов