Удивительное - об образовании
bantaputu — 24.01.2020 К счастью, я очень многое не понимаю в этом мире. "К счастью" потому, что такое положение вещей - норма. Если человек решает, что он что-то вполне понял и познал, это означает, что он несколько утратил адекватность.Одна из вещей, которые я не понимаю, доступна по ссылке здесь. Это текст известного автора salery, посвящённый проблемам образования как системы. Автор, в частности, указывает, что, цитирую:
"По-настоящему образованных людей все равно ведь было бы не больше, чем их может быть (по биологическим возможностям такое образование усвоить), а формально-образованных было бы лишь примерно столько, сколько действительно необходимо (а не нынешние толпы невежественных «образованцев», не нужных ни бизнесу, ни государству, ни самим себе)".
Конец цитаты. Данное рассуждение "оправдывает" вывод salery о необязательности сохранения усилий Министерства образования в нынешнем объёме. Читайте - "не будет вреда от сокращения числа обучаемых в разы".
Я удивляюсь: как человек с многолетним образовательным опытом способен говорить подобное? Salery обучал, по-видимому, сотни или даже тысячи (если читал лекции перед большими аудиториями) студентов. Неужели он не заметил того, что замечают все, кто сталкивается с любыми системами подготовки? Я говорю о двух вещах.
Первая вещь: чтобы появился один условный Марадона, сотни тысяч мальчишек должны гонять мячи по дворам, а тысячи - заниматься в спортивных школах. Чтобы набрать способных скрипачей на один симфонический оркестр, тысячи мальчишек и девчонок должны годами изводить учителей и родителей нудным пиликаньем. Потому, что "создание человека" это всегда путь в неизвестность. Таланты не "штампуются" ударом головы учителя, а "намываются" - как золотые самородки. Из тонны "породы" сто граммов металла (или десять граммов, не знаю; никогда не мыл золото). Это норма. Да, при этом приходится совершать множество усилий, не дающих результата сами по себе, "перемещать много пустого грунта". Но других вариантов нет. Всех детей обучают всем предметам сразу не потому, что считается, что будущему водителю троллейбуса или будущей кассирше необходимо представление о ядерной физике или о современной теории эволюции (хотя оно им и не помешает, и даже поможет - более адекватно оценивать поступающую информацию, например). Всех учат всему потому, что неизвестно, кто чем займётся, и кому именно ядерная физика понадобится. Это неизвестно в школе, и неизвестно в ВУЗе - даже при защите дипломов. Образовательная система это "многомерный бредень", который закидывают ловцы человеков - тех немногих, кто им на самом деле необходим, будущих чемпионов своего дела. Именно поэтому речь идёт о системе образования, функционирующей в национальном масштабе, а не об индивидуальном обучении "мастером" "подмастерьев". Никакой иной системы образования нет и пока что не может быть. Теоретически было бы неплохо распознавать будущие способности в родильных домах, но пока у нас и близко нет ничего подобного. И посему система образования может быть только такая, какой её придумали и создали предыдущие поколения. Система, построенная на "бесплодных" усилиях по обучению всех всему. С точки зрения экономии ресурсов это звучит глупо, но мы же работаем с людьми. Ожидать от человеческого экономности - вот что по-настоящему глупо.
Вторая вещь: мы живём не в Средневековье и не в жёстко формализованном кастовом обществе, у нас нет предопределённости будущих занятий и, главное, нет предопределённости общественной пользы от тех или иных занятий. Лучшее, что есть в современном обществе, это его способность менять самоё себя, приспосабливаться ко всё новым вызовам, переоценивать ценности и находить новую пользу там, куда вчера ещё и не падал взгляд. Жизнеспособное общество это изменчивое общество. Только широчайший охват системой образования как обучаемых лиц, так и преподаваемых дисциплин может дать обществу шансы в изменчивой среде. Это неизбежно оборачивается поверхностностью и дилетантизмом, а также отсутствием у учащихся интереса к большей части преподаваемого (хотя с интересом можно работать, если уметь возбуждать его). Но иного пути нет. Мы не можем предсказать, что у кого за что и когда "зацепится", но мы точно можем предсказать, что чем шире образовательный охват, тем больше у нас всех шансов пройти в будущее. Мы решаем не детерминированную, но вероятностную задачу с неизвестным заранее ответом, ведь мы не знаем, какое будущее нас ожидает. Схожим образом эту задачу решают, к примеру, рыбы, мечущие тысячи икринок, чтобы выжили единицы. Да, наша образовательная система как система находится на уровне размножения рыб. Это может удручать, но ничего иного пока не придумали. Придумайте иное, развейте, получите результаты, и тогда постепенно демонтируйте старое. Оно и само отживёт, без революционных преобразований. Но ничего принципиально нового ещё никто не предложил. Пока что все новшества в образовании, включая интернет-лекции и развивающие мультфильмы, относятся к категории средств, расширяющих охват - то есть, работают в старом, традиционном концептуальном образовательном поле.
Добавлю к этому, что ничто не способствует развитию головного мозга в столь большой степени, сколь ему способствуют новые впечатления. Чтобы познать мир, нужно увидеть мир, а этого нельзя сделать, сидя в тёмном углу. Пригласите ваших учеников к образованию как к путешествию, в коем они каждый миг будут встречать иную картину мироздания, и вы удивитесь, к сколь значительным результатам они придут. При этом совершенно необязательно, чтобы эти результаты соответствовали формально заданным темам обучения; сложность мира сама подскажет, кому и чему учиться. В наше время не нужно готовить людей, обслуживающих созданные другими людьми системы, включая государство. Нужно давать людям возможности видеть новые, ранее не замечавшиеся взаимосвязи. Мы готовим не "линейную пехоту", на смену которой всё равно рано или поздно придут роботы, но разведчиков. Разведчик же должен не столько уметь, сколько видеть, для чего он должен сперва увидеть многое. Не служба старому, но поиск новых путей во всём - вот что единственное способно спасти общество от деградации на фоне растущей конкуренции со стороны иных сообществ.
Ещё одна вещь, которой следует обучать и детей, и взрослых, это умение и способность доводить любое, пусть самое маленькое дело до коммерчески пригодного результата. Раньше это называли "доводить дело до конца", правда в советские времена было непонятно, о каком конце идёт речь, что есть критерий завершённости дела. Сейчас с манифестацией окончания работы проблемы нет - критерием завершённости является акт продажи. Это не отменяет сомнений, стремления к лучшему и "рабочей совести", то есть перфекционизма, но даёт возможность поднять надпись "финиш" в любом пути, дать внятную мотивацию. И учить этому следует абсолютно всех, поскольку всем нам уготована пожизненная участь продавцов. Здесь нет ни единого исключения - кроме, быть может, совсем уж беспомощных инвалидов.
На мой взгляд, всё, что я написал, банально и очевидно. И мне сложно понять, как человек с преподавательским опытом salery может говорить иное. Сделаю, однако, предположение: в его случае дело в элитарном сознании. Элитаризм это деструктивный тип сознания, приводящий своего носителя к логическим нелепостям, разочарованию и мизантропии. Не следуйте ему. Нельзя отказываться от созидательного потенциала, которым обладают все люди без исключения. Каждый человек созидатель - как минимум в роли покупателя, но и в роли продавца. Эгалитаризм это не дело вкуса, а необходимость. Элитарное образование внешне может выглядеть разумным и эффективным, однако его подлинная суть состоит в лишении людей, в том числе самих элитариев, субъектности, а без субъектности нет движения вперёд. Отказ от вовлечения самых широких масс в ежедневное творчество, в первую очередь экономическое, это отказ от будущего.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/487961.html.
|
</> |