UAZ: история легенды российской автомобильной промышленности
vilgun — 17.12.2021Как и когда начал свою работу УАЗ? Как развивалось предприятие в послевоенные годы? Как обстоят дела сейчас?
УАЗ – аббревиатура, прекрасно известная каждому автомобилисту. Это предприятие входит в концерн “Соллерс”, расположено в городе Ульяновске. Его специализация – выпуск внедорожников с системой полного привода, легких грузовиков, микроавтобусов.
Характеристики УМЗ 417 можно посмотреть на proavtomaster, они наглядно показывают ответственное отношение предприятия к выпуску техники. Это отношение прослеживалось с первых лет существования, история УАЗ начинается в 1941, с началом ВОВ, когда Москва приняла решение о необходимости эвакуации наиболее крупных предприятий. В их число попал и ЗИС, новым местом дислокации которого стал Ульяновск. В октябре 1941 там уже оказалась основная часть специалистов и оборудования, к 1942 было освоено производство авиационных снарядов.
Весной 1942 работникам завода удалось изготовить 5 машин ЗИС-5, к июлю суточная производительность выросла до 30 машин. К осени, помимо грузовиков, компания начала выпускать малолитражные моторы, также для армейских нужд.
22 июня 1943 был подписан указ, согласно которому на базе эвакуированного предприятия будет создан полноценный автомобильный завод. К маю 1944 инженерам удалось собрать первую собственную модель, грузовик УльЗИС-253, рассчитанный на перевозку 3.5 тонн груза. И водители, и военные специалисты сразу отозвались о нем очень лестно, машина получилась достаточно динамичной, простой в управлении, предоставляющей водителю хороший обзор, способной уверенно двигаться даже по серьезному бездорожью.
В послевоенное время можно обозначить следующие наиболее важные даты:
• 1949. Появление модели УАЗ 300, которая планировалась как замена УльЗИС. Модель была представлена двумя версиями: УАЗ 300 (отличительная особенность – односкатные колеса задней оси) и УАЗ 302 (двускатные). Силовая установка была разработана концерном ГАЗ, имела мощность в 50 лошадиных сил. В полной мере реализовать потенциал мотора позволяла коробка передач на 4 ступени. В 1950 были успешно завершены дорожные тесты, однако, в серию машина не пошла, завод просто оказался не готов к ее выпуску;
• 1954. Появление собственного отдела главного конструктора, в распоряжении которого были технические бумаги от коллег с ГАЗ. В конце 1954 налаживается выпуск моделей ГАЗ-69;
• 1956. Поступление поручения, согласно которому завод должен начать собственные работы по созданию фургона, микроавтобуса для нужд скорой помощи и транспортных организаций. Инженерам удалось создать абсолютно новый вариант компоновки, ранее не использовавшийся производителями. Кабина находилась прямо над силовой установкой, длина машины осталась прежней, тогда как полезный объем кузова существенно вырос;
• 1958. Начало сборки легендарного УАЗ 450, народно любимой “буханки”.
В 1992 случилось преобразование предприятия, оно получило статус акционерного общества “УАЗ”. В этом же году на рынок вышла очередная модернизированная версия 469-й модели, которая получила индекс 31514. Основные ее особенности – крыша из прочного металла, сиденья с функцией регулировки, экономичная силовая установка, передняя подвеска на пружинах.
В 2005 году компании удалось наладить выпуск совершенно новой модели, “Патриота”. Отличия от предшественников с их характерным “утилитарным” дизайном сразу бросаются в глаза, автомобиль выглядит стильно и современно. Неудивительно, ведь в разработке принимали участие специалисты итальянских дизайнерских бюро. При сборке также активно использовались иностранные комплектующие, что положительно сказалось на качестве.