У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни

топ 100 блогов petrus_paulus26.04.2021
У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни

Мой тесть вырос в оккупации. Брянская область, где он родился, была занята нацистами и их союзниками. Когда мы встречаемся на каких-нибудь семейных посиделках, он всегда рассказывает о своём детстве. На последний Новый Год особенно разговорился, и поведал о разнице в оккупантах. Оказалось, среди тех, кто явился хозяйничать на Брянщине, имелось три категории. Категории в стиле грабежа местного мирного населения.

Самыми мирными и вежливыми были итальянцы. Они, заходя в избу, всегда здоровались и вежливо просили еды и молока, никогда в жизни не пытаясь что-то отобрать или нагрубить. Далее шли, как ни странно, немцы, которые вели себя понаглее, пристально осматривая избу и требуя отдать им то, что понравилось. Однако, если немцы видели, что отдавать-то собственно и нечего, уходили, махнув рукой и оставив несчастных крестьян в покое. Самое грубое и беспардонное поведение было у румын и венгров — эти открывали дверь в избу ногами, орали, брали всё, что захочется, ели и пили всё, что увидится, и что не могли унести  с собой — частенько ломали. Однако, вне зависимости от стиля поведения, все они воспринимались простым брянским мужиком как захватчики и оккупанты. Без различий на национальности.

Та война не зря называлась Мировой — её можно было бы назвать даже всемирной. Воевали все со всеми, объединяясь периодически в коалиции. И неправильно было бы говорить, что победил в ней один лишь Советский Союз с Красной Армией — свой вклад в победу внесли и британские войска, и французское подполье, и китайское сопротивление, и американская армия, и ещё много кто. Сейчас речь не об определяющей роли — речь о факте задействованности и общих, огромных для всего человечества потерях.

Кинематограф не мог стоять в стороне, создав и продолжая создавать на тему Второй Мировой огромное число фильмов. Безусловно, почти все фильмы о той войне предполагают много персонажей. Главных, второстепенных, эпизодических – но много. Но так, чтобы героев в картине было не просто много, а чтобы и играли их всех знаменитые актёры – такое встретишь нечасто. Поэтому сегодня в качестве кинотрапезы в рамках хэшмоба ЖЖ #образывойны предлагаю небольшой сет из нескольких картин, от обилия звёзд в которых просто рябит в глазах. В меню – прелюдия к Сталинградской битве, высадка союзников в Нормандии, снятие оккупации Парижа, Голландская операция и на десерт – немного тихоокеанской экзотики из битвы за Гуадалканал.

У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни
"Они сражались за Родину", СССР, 1975, Мосфильм, режиссёры Сергей Бондарчук и Владимир Досталь, автор сценария Сергей Бондарчук, композитор Вячеслав Овчинников

«Они сражались за Родину» для отечественного кино, наверное, квинтэссенция размышлений о войне. Снятый Сергеем Бондарчуком и Владимиром Досталем на натуре, в Волгоградской области, фильм имел оглушительный успех в прокате. Он стал последней работой Василия Шукшина в кино (актёр умер прямо на съёмках) и первой в СССР картиной подобного размаха в актёрском плане. Такого у нас о Великой Отечественной ещё не снимали – здесь вам и уже упомянутый Василий Шукшин, и Вячеслав Тихонов, и Нонна Мордюкова, и Георгий Бурков, и Юрий Никулин, и Николай Губенко, и Иван Лапиков, и Ирина Скобцева, и Иннокентий Смоктуновский, и Андрей Ростоцкий, и Евгений Самойлов, и Лидия Федосеева-Шукшина, и Пётр Меркурьев, и Алексей Ванин, и Татьяна Божок, и Ангелина Степанова, и сам режиссёр Сергей Бондарчук. Причём великолепные актёры здесь и в главных, и в эпизодических ролях, многие сами прошли через фронт, так что играть было несложно – достаточно лишь вспомнить те жуткие годы. Абсолютно честное настоящее военное кино.

У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни
"Самый длинный день", США-Франция-ФРГ-Великобритания, 1962, 20th Century Fox, режиссёры Эндрю Мортон, Кен Эннакин, Бернхард Викки и Герд Освальд, авторы сценария Джеймс Джонс и Ромен Гари, композитор Морис Жарр

«Самый длинный день» - первая столь масштабная экранизация о высадке союзников в Нормандии в 1944 году. Здесь мы смотрим на события с трёх разных ракурсов – с англо-американского, с немецкого и с французского. Поэтому фильм снимало сразу четыре режиссёра – американские сцены делал Эндрю Мортон, немецкие – Бернхард Викки и Герд Освальд, французские и британские – Кен Эннакин. Снимали даже на разных языках, поскольку все актёры, задействованные в картине, говорят на своих родных языках и исполняют соответствующие роли – французы играют французов, немцы – немцев, а американцы – американцев. Здесь наш взор радуют Генри Фонда, Роберт Митчум, Джон Уэйн, Пол Анка, Мел Феррер, Род Стайгер, Стюарт Уитмэн, Родди Макдауэлл, Ричард Бёртон, Шон Коннери, Бурвиль, Кристиан Маркан, Арлетти, Герт Фрёбе и Курд Юргенс. Причём, как и в «Они сражались за Родину», многие появляются лишь в эпизодах. Например, Коннери играет простого рядового и на экране присутствует лишь пару минут. Фильм оказался настолько помпезным и пафосным (американцы ведь именно так и любят), что породил эпигона, пародийную комедию, снятую в Италии в том же 1962 году как европейский ответ на американский пафос и получившую название-антипода – «Самый короткий день». Правда, действие здесь происходит во время другой мировой войны, Первой.

У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни
"Самый короткий день", Италия-Франция, 1962, Titanus, режиссёр Серджо Корбуччи, авторы сценария Бруно Корбуччи, Джорджо Арлорио и Джованни Гримальди, композитор Пьетро Пиччони

Здесь мы видим уже весь цвет франко-итальянского кино – Вирну Лизи, Анни Жирардо, Уго Тоньяцци, Тото, Джино Черви, Ренато Сальватори, Паоло Стоппа, Анук Эме, Франко Читти, Витторио Гассмана, Антонеллу Луальди, Массимо Джиротти, Альдо Джуффре, Симону Синьоре, Теренса Хилла и даже молодого Бельмондо в крошечном эпизоде. Закрался в картину и британский актёр Дэвид Найвен, что ничуть фильму не повредило.

У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни
"Горит ли Париж?", Франция-США, 1966, Paramount, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Гор Видал, Фрэнсис Форд Коппола, Пьер Бост и Жан Оранш, композитор Морис Жарр

Следующим в списке у нас «Горит ли Париж?» - совместная франко-американская картина. Фильм поистине интернационален, поскольку не только его актёрский, но и технический состав демонстрирует великолепное сотрудничество. Достаточно назвать Френсиса Форда Копполу и Гора Видала в качестве сценаристов, Мориса Жарра в качестве композитора и Рене Клемана (прожившему в Америке на тот момент уже достаточно долго) в качестве режиссёра. Кино о приказе Гитлера взорвать Париж при попытке его освобождения силами союзников. Здесь тоже все роли распределены по странам – американцы играют американцев, французы – французов, а немцы – немцев. Единственный, кто играет шведа – это великий Орсон Уэллс. А дальше просто праздник для киномана! Французы – Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян, Шарль Буайе, Лесли Карон, Мишель Пикколи, Симона Синьоре, Жан-Пьер Кассель, Брюно Кремер, Пьер Дюкс, Клод Риш, Пьер Ванек, Патрик Девэр; американцы – Керк Дуглас, Энтони Перкинс, Гленн Форд, Роберт Стэк. Из немцев примечателен лишь Герт Фрёбе, исполнивший роль нацистского коменданта Парижа генерала фон Хольтица. Примечательно, что он играл и в «Самом длинном дне», но там его герой – простой карикатурный немецкий солдат. Фильм очень масштабный и интересный – истории героев как бы перетекают друг в друга, создавая одну общую нить повествования.

У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни
"Мост слишком далеко", Великобритания-США, 1977, United Artists, режиссёр Ричард Аттенборо, автор сценария Уильям Голдман, композитор Джон Эдисон

Из Парижа перемещаемся на север, в Нидерланды. Если все предыдущие фильмы были об успехах противостоящих нацистам сил, то следующий – полная им противоположность. «Мост слишком далеко» о провале союзниками наступления под Арнемом в рамках Голландской операции. Удивительно, как кинематограф смотрит правде в глаза, признавая, что были в военной истории победителей и катастрофические неудачи. Фильм невероятно жёсткий и бескомпромиссный, здесь одни мужчины на экране. Единственная женщина – любимая актриса Бергмана Лив Ульман, играющая голландскую медсестру в лазарете. Одна из самых впечатляющих работ в кино Максимилиана Шелла, исполняющего роль обергруппенфюрера СС Вильгельма Биттриха. Все остальные – великолепные британские и американские актёры, играющие, соответственно, британских и американских военных: Дирк Богард, Майкл Кейн, Эдвард Фокс, Энтони Хопкинс, Алан Армстронг, Дэнхольм Эллиотт, Роберт Рэдфорд, Джеймс Каан, Джин Хэкман, Райан О’Нил, Эллиотт Гулд. Великолепен Лоуренс Оливье в небольшой роли голландского врача. Как всегда, колоритен Харди Крюгер в роли бригаденфюрера СС Хармеля. А главное украшение картины – британский генерал-майор Уркварт в исполнении Шона Коннери. Здесь у него уже не эпизод, а практически главная роль. Хотя главных героев в этом фильме нет…

У войны нет национальности — ни в кино, ни в жизни
"Тонкая красная линия", США, 1998, 20th Century Fox, режиссёр и автор сценария Теренс Малик, композитор Ханс Циммер

Наконец, тихоокеанский театр войны. Битва за Гуадалканал – это нечто вроде Сталинграда, только для японцев и американцев. Происходившая более полугода военная операция в районе Британских Соломоновых островов в 1942-43 годах лишила наступавшую до того дня Японию стратегической инициативы, положив начало её разгрому. После завершения битвы США перешли в наступление. «Тонкая красная линия» - как раз об этом. И, хотя все герои и события в фильме вымышлены, происходят они как раз во время проведения этой операции. Теренс Малик, снявший картину, один из самых необычных режиссёров современности. Прогремев по всем кинофестивалям мира со своими «Пустошами» и «Днями жатвы» в 70-х, он на двадцать лет вообще исчез из киномира, вернувшись в большое кино в 1998 году с «Тонкой красной линией». Голливудские знаменитости, узнав о возвращении Малика, передрались за право сниматься в этом фильме, многие даже готовы были работать бесплатно, лишь бы у него. В итоге ни Аль Пачино, ни Брюс Виллис, ни Брэд Питт в фильм не попали. Мики Рурк попал, но его потом полностью вырезали. А среди счастливчиков, оставшихся в картине – Шон Пенн, Ник Нолти, Джон Траволта, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Эдриан Броуди, Джеймс Кэвизел, Джон Сэвидж, Джаред Лето, Бен Чаплин, Джон Кьюсак, Джон Си Райли и Элиас Котеас. Фильм простой и бесхитростный, и в этом его главное достоинство – пафос в рассказах о войне ни к чему, ведь идущий на смерть солдат знает, зачем он это делает.

Собрать в одном фильме более десятка знаменитых высококлассных актёров – непростая задача. Собрать их для воплощения на экране такой неоднозначной темы, как война – задача вдвойне ответственная. Но нет ничего невозможного, и, как видим, это периодически удавалось режиссёрам и продюсерам, превращая многофигурное военное кино в отдельный, в чём-то уникальный жанр. Жанр, который ещё раз напоминает — у войны нет национальности, если есть общий враг — значит, и победа над ним должна быть общей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
в бложике светоча либеральной журналистики Аркаши Бабченки. Да-да, того самого солдата, которого на службе пиздили смертным боем абсолютно все, начиная от министра обороны и заканчивая годовалым сыном местной поварихи, и который потом пошел еще по контракту, причем чуть ли не два раза. Вид ...
По состоянию на 11 вечера 18 августа.Координационный центр (то есть то место, откуда непосредственно сейчас отправляют добровольцев, и где склад) сейчас в Колионово, командир - Михаил Шляпников.UPD: Состояние на 0.20 19 августа: горит порядка 1000 гектар!! ...
Возможно, что ещё одним центром эпидемии может стать иранский Кум. В город уже введены военные, есть информация о 9 погибших. Учитывая довольно продолжительный инкубационный период, зачастую со скрытым протеканием, количество заражённых может быть достаточно ...
Вчера,  Принц Карл Филип и Принцесса София посетили Рождественский Концерт в Церкви Густава Васа в Стокгольме. В концерте приняли участие Фредрик Бенедикт Нюблад, Молли Санден, Линда Лампениус, Янне Шаффер, Анна Салене и хор Laudes. После концерта Принцпара имела возможность ...
В предыдущем посте я процитировал Дугина, который на этот раз слился в идеологическом единстве с Джозефом Байденом, объявившим Израилю ультиматум с почти дугинским обоснованием. Он в 7 строчек своего телеграмм-канала сумел столько всего такого впихнуть, что мне кажется ересью, что я уж и ...