![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomnik_rasov77824516736669736669_800.jpg)
У вас чувствуется спецоперация?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![У вас чувствуется спецоперация? У вас чувствуется спецоперация?](https://ic.pics.livejournal.com/nik_rasov/77824516/736669/736669_800.jpg)
У нас — да.
И я не спрашиваю, конечно, тех, кто проживает непосредственно в зоне боевых действий: там-то ещё как чувствуется.
А чувствуется спецоперация в российских городах, удалённых от линии фронта?
Что у нас?
Едва главнокомандующий объявил по телевизору о начале проведения спецоперации, как севастопольское небо наполнил рёв самолётных двигателей.
Самолёты летают постоянно. Активность полётов периодически падает до норм мирного времени, когда лётчики проводят тренировочные полёты, но во время первой фазы операции авиация действовала очень активно, да и сейчас, когда я пишу эти строки, самолёты гудят над крышей моего дома.
Летают днём, ночью и в облачность.
Иногда тарахтят вертолёты.
Военные корабли ходят с закрашенными шаровой краской бортовыми номерами и названиями. Периодически слышна пальба. Сам я не видел — та часть побережья мне не видна, но живущие от неё неподалёку рассказывали, что корабли отстреливали ракеты выйдя из Севастопольской бухты в открытом море.
Иногда попадаются армейские грузовики и другой транспорт, маркированные буквами Z.
На улицах висят плакаты с изображениями наших военных. «Армия России не начинает войн, она их заканчивает». Недавно прогулялся по центру — плакатов поубавилось. Их места на остановках общественного транспорта потихоньку занимает привычная коммерческая реклама.
Ещё, конечно, хоронят погибших.
Хоронят, в основном, морских пехотинцев. О похоронах сообщается на городском новостном портале «Форпост». Я, конечно, не считал специально, но по ощущениям с 24 февраля сообщили примерно о тридцати погибших.
Хоронят рядовых и офицеров. Замкомандующего Черноморским флотом. Командира большого десантного корабля.
Хоронят ребят, родившихся уже в XXI веке. Недавно похоронили севастопольского добровольца, ему было 58 лет и он подписал контракт и поехал воевать на Украину.
С крейсера «Москва» похоронили одного мичмана.
Хоронили погибших под Мариуполем и в последнем бою у острова Змеиный.
Во время первой фазы спецоперации похороны случались чаще, сейчас — реже.
О том, как я видел, как выгружали в Морском порту украинских военнопленных, я уже, по-моему, писал.
Однажды видел, как в небе сработали системы ПВО: два белых следа от ракет, устремившихся вертикально вверх. И громкий звук выстрела. Хлопок — как принято сейчас говорить.
Сообщали, что ПВО на мысе Фиолент уничтожили какой-то беспилотный аппарат. Но какой — то ли тренировались, то ли кто-то действительно запускал коптер — не знаю.
Флот проводит противодиверсионные мероприятия. Был скандал с пляжем в Ушаковой балке. Администрация объявила, что в воде нашли какую-то кишечную палочку, и пляж закрыли и обнесли забором. Местные, привыкшие там купаться, почуяли подвох — решили, что территорию собираются застроить очередной стоянкой для яхт, и забор сломали. Потом губернатор заявил, что пляж закрывают из-за противодиверсионных мероприятий флота и опасности для купающихся.
Корабли стоят через бухту, не так уж далеко, от пляжа, и если с одного из них отстрелят в море гранату, то какому-нибудь мирному ныряльщику может, конечно, не поздоровиться.
На улице Ленина работает пункт по приёму вещей и продуктов для украинских беженцев. Движение «Мы — вместе!»
А так — город живёт мирной жизнью. Наступило лето и начинается курортный сезон. Море прогревается до комфортных температур. День России прошёл и впереди ещё много праздников — день города и день ВМФ.
На площади Нахимова — эстрада. Недавно проходил там и услышал какую-то восточную мелодию. На сцене танцевали девушки в национальных крымско-татарских костюмах, а на большом экране менялись виды Бахчисарайского ханского дворца. Мелодия закончилась, девушки изящно поклонились и убежали. Я пошёл дальше, и тут воздух наполнился звуками сопелок, гуделок, свистелок и ещё чёрт знает каких инструментов. Тех простых, народных, при звуках которых сразу представляются скоморохи в смешных колпаках. И тренькнули струны балалайки — вначале неуверенно, а потом озорные их переборы зазвучали над площадью, над памятником Адмиралу, мемориалом защитникам города, вечным огнём и памятником бригу «Меркурию».
Запиликала гармонь:
Ой, ниточка тоненькая,
Мотовилица зелёненькая.
Ой дува-дува-дай, дува дай!
Ой дува-дува-дай, дува-дай!
Под эту весёлую песню отходил своим ходом от Минной стенки большой десантный корабль, а два рейдовых буксира его подстраховывали.
Строем, попарно, прошли артековцы. Они приехали посмотреть город на автобусах. Проходя мимо остановки, артековцы хором поздоровались с сидящими там людьми: «Наш артековский привет!»
У Матросского бульвара стоял, опираясь на якорь, адмирал Сенявин. Я прошёл на Приморский, сел на лавочку, стал есть мороженое и смотреть как взлетают вверх водяные струи фонтана, а потом опадают в каменную чашу.
Вокруг ходили весёлые праздные люди.