"У них нет чистых идей, своих мыслей, достоинства, чести и чувства справедливости..."

топ 100 блогов naiwen10.08.2016 (Вот только вчера я случайно пересказывала эту историческую байку Марте, а сегодня по следам дискуссии о поведении на допросах у Больдога и Молота...).

В общем, это я тоже когда-то уже рассказывала - вкратце повторю. Оскар Авейде был профессиональным юристом, закончил университет в Петербурге, затем учился в университетах Германии. Накануне Январского восстания Авейде был членом Центрального национального комитета партии "красных", активным участником подготовки восстания и затем участником подпольного повстанческого правительства - впрочем, он считался лидером не самого радикального, а умеренного крыла. Важно, что при нескольких сменах состава подпольного правительства - к руководству восстанием приходили то белые, то красные - Авейде неизменно оставался одним из руководителей. У него были огромные обширные связи - он знал практически все польское и русское революционное подполье того времени, всю основную эмигрантскую тусовку, был в курсе множества тайных планов.
В сентябре 1863 года, когда восстание уже клонилось к упадку, Авейде был арестован.

Следствие в Варшавской цитадели вел некто полковник Гусев (сейчас могу ошибаться в фамилии). Вероятно, к этому времени Авейде тяготился продолжающимся кровопролитием. Следователю оказалось легко убедить 28-летнего юриста в том, что нужно положить конец взаимной бойне. Гусев говорил о том, что в гражданской войне гибнут с обеих сторон лучшие люди, что гибнет столько талантливой чистой молодежи, которая могла бы приносить пользу родине другими способами, что правительство само в первую очередь заинтересовано в том, чтобы положить конец войне, что правительство проводит реформы и заинтересовано проводить их далее, и что долг каждого здравомыслящего человека - остановить трагедию. Вы же владеете важной информацией, которая может помочь остановить кровопролитие, вы же можете сыграть важную роль в том, чтобы стать миротворцем, у нас с вами, у правительства и у образованной молодежи, общие цели и задачи, давайте действовать вместе, вам и нам нечего скрывать, не молчите. Если вы будете молчать - вся эта продолжающаяся кровь падет на вашу голову. И, конечно, вы никому не повредите своими показаниями - правительство не заинтересовано в репрессиях, у ваших друзей и волос не упадет с головы.

... Оскар Авейде по запросу следственной комиссии написал целый том (в современном переиздании - около 500 печатных листов) подрбнейших показаний, в которых изложил все, что знал: имена, явки, пароли. Вероятно, он поверил в то, что у следователя в свою очередь есть "чистые идеи, свои мысли, достоинство, честь и чувство справедливости".
В результате его показаний десятки людей были казнены, сотни сосланы в Сибирь и другие места. Личным указанием Александра II его показания были отпечатаны в нескольких экземплярах и сохранены в тогдашнем спецхране III отделения.

В отличие от народовольца Григория Гольденберга, которого "развели" сходным образом пятнадцать лет спустя, Авейде не покончил с собой. За свои заслуги "разоблачителя революционной партии" вместо ожидавшей его, как члена подпольного повстанческого правительства, смертной казни, он был "всего-навсего" сослан в десятилетнюю ссылку в город Вятка. После окончания срока ссылки обратно в Варшаву Авейде не вернулся и остался в Вятке на постоянное жительство. По этому поводу у историков нет точных данных: по одним сведениям, ему не разрешили вернуться на родину, по другим - он сам не захотел возвращаться, опасаясь мести. Интереснее другое - в Вятке Оскар Авейде впоследствии стал первым в городе присяжным поверенным и активным общественником. Он защищал в судах интересы крестьян, рабочих, всех бедняков, сирот, несправедливо обиженных. Занимался развитием общественных больниц, занимался в регионе организацией борьбы с голодом. До конца жизни честно трудился на ниве легальной деятельности.

В настоящее время в Вятке установлен маленький памятник - присяжному поверенному Оскару Эдуардовичу Авейде, оставившему по себе в городе и окрестностях исключительно добрую память.

Ну и женился, конечно, на местной жительнице (вот так-то оно всегда). Дочь Авейде, Мария Авейде, впоследствии вступила в партию большевиков. Погибла от рук белых в Екатеринбурге в годы Гражданской войны.

Такая странная оказалась судьба у этого предателя-идеалиста.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот лето настало. В Габон бы поехать, там прохладнее. А у меня редиска не сажена. Горшков не достать. Нет в продаже ...
В савецкие времена сигарет продавалось много и были они разнообразные. Болгарские по 50 коп (только BT стоили 80), "Космос"- 70 копеек, бесфильтровые "Стрела" и "Астра" по 25 копеек, "Ява" в мягкой пачке-40. А во Владивостоке был ...
В самом центре столицы произошла массовая драка москвичей с уроженцами Чечни, есть жертвы. Инцидент произошел минувшей ночью в районе дома №2 по Чистопрудному бульвару.По предварительным данным, возник конфликт между группами москвичей и ...
Надо быть неграмотным в военном деле, чтобы поверить в то, что один человек мог обдумать, рассчитать, распланировать и подготовить современную фронтовую операцию или операцию группы фронтов, проводимых на громаднейшем пространстве, с участием всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Был ...
Разумеется, никто не пустит безумного блогера к себе в квартиру воскресным вечером, чтобы тот сделал пару кадров из окна. Поэтому довольствоваться в своей маленькой затее пришлось видом из окон подъезда. :) Место съёмки – метро «Профсоюзная». ...