Тяжелый смертник

топ 100 блогов vikond6528.12.2022 Тяжелый смертник bbd546861edd5d60faeb69c780fccfb6.jpg

Ровно 80 лет назад, 28 декабря 1942 года, впервые поднялся в воздух прототип двухмоторного бомбардировщика Мицубиси Ки-67 "Хирю" ("Летящий дракон"), пожалуй, лучшего самолета этого класса, разработанного в Японии. По японской классификации он считался тяжелым дальним бомбовозом, хотя, по европейским и американским меркам, это была обычная фронтовая машина с не очень большой дальностью и умеренной бомбовой нагрузкой, но с при этом - с высокой скоростью - 540 км/ч и довольно мощным оборонительным вооружением.

Боевой радиус "Хирю" составлял 1400 километров, но на эту дистанцию он мог доставить всего 800 кг бомб, а с максимальной боевой нагрузкой в 1800 кг дальность полета заметно сокращалась. Зато самолет имел для самозащиты пять крупнокалиберных пулеметов и 20-миллиметровую автоматическую пушку во вращающейся башне.

Однако при встречах с многочисленными американскими истребителями это оружие помогало слабо. Ки-67 вступил в бой только летом 1944 года, когда американцы имели подавляющее численное превосходство в воздухе, а у японцев уже не было времени на качественную подготовку воздушных стрелков и катастрофически не хватало истребителей для сопровождения бомбардировщиков. Нередко бывали случаи, когда из 10-15 "Драконов", вылетавших на боевые задания, назад возвращались всего две-три машины.

Пожалуй, единственным крупным успехом этих самолетов стали налеты на остров Сайпан, который американцы осенью 1944-го сделали главной базой своей стратегической бомбардировочной авиации на Тихом океане. С этого острова начались регулярные атаки "Сверхкрепостей" на города Японии и оккупированные японцами Филиппины. Для противодействия этим ударам японцы стали бомбить аэродромы на Сайпане, используя лучшее из того, что у них было, - бомбардировщики Ки-67.

Однако "Драконам", в отличие от американских тяжелых бомбовозов, не хватало дальности для беспосадочных полетов от Японии до Сайпана и обратно даже с минимальной 500-килограммовой бомбовой нагрузкой. Им приходилось совершать посадки для дозаправки на островке Иводзима. Тем не менее, с начала ноября до конца декабря 1944 года экипажам "Хирю" удалось уничтожить или надолго вывести из строя 50 "Сверхкрепостей" и многократно разрушать ВПП, заметно снизив интенсивность американских налетов на Японию. Но все закончилось в феврале 1945-го, когда американцы высадились на Иводзиме, лишив японцев промежуточного аэродрома. С тех пор летчики на Сайпане чувствовали себя в полной безопасности.

В последние месяцы войны использование "Хирю" как обычных бомбардировщиков и торпедоносцев полностью прекратилось, а большинство уцелевших машин переоборудовали в камикадзе. К тому времени японцы поняли, что истребителя с 250-килограммовой бомбой даже при точном попадании, как правило, не хватает, чтобы потопить крупный боевой корабль. Удары камикадзе порой выдерживали даже эсминцы. Поэтому в качестве "самолетов для специальных атак" стали все чаще использовать двухмоторные бомбардировщики, способные нести намного больше взрывчатки.

На базе "Хирю" даже сделали "суперкамикадзе" - самолет Ки-167 "Сакурадан" с огромным трехтонным кумулятивным боезарядом, размещенным в фюзеляже за пилотской кабиной. Чтобы "Дракон" мог его поднять, с него демонтировали вооружение и броню, а экипаж сократили с восьми до двух человек. По расчетам японского командования, одного "Сакурадана" должно было хватить, чтобы с гарантией отправить на дно вражеский линкор или авианосец.

Однако эти расчеты не удалось проверить на практике. До конца войны японцы успели построить всего 10 таких машин. Первая из них 17 апреля 1945 года попыталась атаковать американский авианосец, но на подходе ее сбили зенитки. Так же закончилась и состоявшаяся 25 мая вторая атака, в которой принимали участие уже два Ки-167. Оба смертника рухнули в воду, не долетев до своих целей. О судьбе остальных семи самолетов ничего не известно. А всего японские авиазаводы успели построить 767 "Летящих драконов" в нескольких модификациях.

Тяжелый смертник Ki-67_1024.jpg
 Ки-67 в стандартной бомбардировочной конфигурации.

Тяжелый смертник H_4967834022058_1.jpg
 Ки-67 в варианте самолета ДРЛО с ослабленным вооружением.

Тяжелый смертник 5328a9aa5ce10a09700fcad46cad4c8c.jpg
 Тяжелый барражирующий перехватчик Ки-109 с 75-миллиметровой пушкой, сделанный на базе Ки-67. Всего было построено 22 таких самолета, оказавшихся неэффективными.

Тяжелый смертник 10008549p.jpg Ки-67 в варианте торпедоносца.

Тяжелый смертник B-29_burning_at_Isley_Field_Japanese_Strike_Back_On_Saipan_27_November_1944.jpg Американский аэродром на Сайпане после визита Ки-67. На переднем плане догорают обломки бомбардировщика В-29, получившего прямое попадание.

Тяжелый смертник 65_22.jpgДва варианта самолетов-камикадзе на базе Ки-67. Вверху - "Скаурадан" с трехтонным боезарядам, для которого пришлось делать "горб" на фюзеляже. Внизу - самолет, несущий 1800 кг взрывчатки. На носах обеих машин установлены штоковые взрыватели.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://t.me/vmarahovsky Замечательным полководцем, ув. друзья, был царь древней Македонии Деметрий. Сами битвы он воевал, но не очень любил: в чём он был по-настоящему хорош, так это в логистике и ВПК. Ему нравилось накапливать флоты, экипировать армии, строить осадные машины, вот это ...
(холст, акрил, ...
Стрелки, красотки, рыжие шафранницы. Сотни видов стрекоз обитают на земле. В энтомологии я чайник, так что если кто узнает по именам этих стрекоз, буду только благодарен. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. ...
Не раздумывай это правильный указатель. Жми на картинку и участвуй в акции, поднимай тИЦ и PR! Vadim205 | tatarstan-web | Пчёлки жужжат ...
Именно так я бы назвал его намерение лично приехать на очередной саммит ШОС в Узбекистане, где должны завершить полноправное принятие в эту организацию Ирана Турция конкретно поворачивается к Евроатлантическому Западу и НАТО задом -- к Евразийскому Востоку и ШОС -- передом Цитирую, ...