Горбатый фашист
vikond65 — 24.12.2022Ровно 85 лет назад, 24 декабря 1937 года, впервые поднялся в воздух прототип итальянского истребителя Макки МС.200 "Саетта" ("Молния"). Это был первый боевой самолет авиаконструктора Марио Кастольди, известного своими гоночными гидропланами, которые в 1920-е годы установили несколько мировых рекордов скорости.
"Молния" представляла собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной и тщательно закапотированным двухрядным 14-цилиндровым радиальным мотором воздушного охлаждения "Фиат" А.74 мощностью 840 л.с. Характерный "горбатый" профиль машины был обусловлен стремлением приподнять сиденье пилота для улучшения обзора.
Самолет успешно прошел испытания и в 1938 году был рекомендован к принятию на вооружение. Однако есть интересный нюанс: еще в феврале 1937-го, то есть, более чем за полгода до "Саетты", на фирме "Фиат" был построен и облетан истребитель G.50 "Фреччиа" ("Стрела"), удивительно похожий на машину Кастольди (точнее, она - на него), имевший такую же конструкцию, те же размеры, тот же двигатель и точно такое же вооружение - два крупнокалиберных синхронных пулемета Breda-SAFAT. И в ноябре 1937 года, то есть, еще до первого полета "Молнии", G.50 запустили в серийное производство.
Летные характеристики обеих машин были, в общем, равноценны, но благодаря более "зализанной" аэродинамике (не зря Кастольди много лет проектировал гоночные "болиды") "Саетта" оказался немного быстрее (500 против 475 км/ч) и обладал лучшей скороподъемностью. Однако "Фреччиа" имел более высокий рабочий потолок (10750 против 8900 м) и превосходил конкурента по дальности (670 против 540 км).
Так и не решившись сделать выбор, командование итальянских ВВС заказало обе машины, которые в течение нескольких лет выпускались параллельно. "Саетту" растиражировали в количестве 1153 экземпляра (последний сошел с конвейера в декабре 1942-го), а "Фреччию" клепали до сентября того же года и сделали 833 штуки.
Вдвойне любопытно, что одновременно с ними и даже дольше (до июня 1944-го!) в Италии выпускался архаичный и морально устаревший истребитель-биплан Фиат CR.42 "Фалько" ("Сокол") с неубирающимся шасси и полотняной обшивкой, максимальная скорость которого не превышала 440 км/ч. И этих летающих анахронизмов наштамповали аж 1782 экземпляра, благодаря чему они стали самыми массовыми итальянскими истребителями Второй мировой войны.
Однако вернемся к нашей "Молнии". Ее боевое крещение состоялось в сентябре 1940 года, когда эскадрильи МС.200 сопровождали итальянские бомбардировщики в налетах на Мальту. Потом небольшое количество этих машин приняло символическое участие в "Битве за Британию", где Муссолини демонстрировал верность союзническому долгу по отношению к Гитлеру. Но наиболее широко МС.200 применялся в Северной Африке с 1941 по 1943 год, где он доказал способность драться на равных с "Харрикейнами", однако, заметно уступал "Спитфайрам" и американским "Киттихокам".
В августе 1941 года истребительный авиаполк в составе 50 "молний" был направлен на советско-германский фронт и воевал там. периодически получая пополнения, до окончания Сталинградской битвы. Согласно докладам итальянских пилотов (впрочем, наверняка, завышенным), они сбили в воздушных боях 88 советских самолетов, а собственные боевые потери составляли всего 15 машин. Но гораздо больше было потеряно по небоевым причинам. Весной 1943-го остатки итальянского авиационного контингента вывели с территории СССР.
В дальнейшем "Саетты" использовались в летных школах, где последние из них прослужили до 1947 года, после чего были списаны из-за износа и отсутствия запчастей.
Первый прототип "Саетты" на испытаниях. Обратите внимание, что для снижения лобового сопротивления машины Кастольди предельно уменьшил диаметр капота, так что, клапана цилиндров под ним уже не умещались и для них пришлось делать каплевидные выколотки.
Серийный "Саетта" на бетонной ВПП.
Аскетичный интерьер кабины МС.200.
Вверху: МС.200 ранней и поздней производственных серий. Изначально самолет имел закрытый и полностью остекленный фонарь кабины, но в дальнейшем, по требованию пилотов, опасавшихся, что в аварийной ситуации его заклинит, кабину сделали открытой.
Внизу: конкурент "Саетты" - истребитель Фиат G.50 с опознавательными знаками франкистской Испании. На нем первоначально закрытый фонарь тоже впоследствии заменили открытым.
Заряжание пулеметов на полевом аэродроме.
Австралийские или новозеландские военные возле МС.200, совершившего вынужденную посадку в Северной Африке.
МС.200 сбивает И-16.
Уцелевший экземпляр "Саетты" в авиамузее.
|
</> |