Тяжелый штурмовик, который не смог
yuripasholok — 08.10.2019 В 1942 году центром проектирования тяжелых САУ стал Свердловск. Отчасти по той причине, что там собралось сразу два конструкторских коллектива, имевших опыт разработки самоходных артиллерийских установок. Об этих работах, до недавнего времени, практически отсутствовала информация, потом как они потонули в архивных делах, в результате упоминания про эти машины пропало уже на момент составления отчета о деятельности УЗТМ в годы Великой Отечественной войны.Одно из таких тяжелых САУ оказалась ЗИК-20, разработанная весной-осенью 1942 года коллективом КБ завода №8 под руководством Ф.Ф. Петрова. Работы по тяжёлой самоходной установке возглавлял Т.А. Сандлер, главный конструктор завода №8 (до эвакуации работал на заводе №8 начальником ОТК). Согласно документам, задание №5400072 на проектирование «установки качающейся части 152,4 мм гаубицы образца 1937 г. (МЛ-20) в танке КВ-7» было выдано Артиллерийским комитетом ГАУ КА 4 июня 1942 года. На самом же деле ЗИК-20 проектировать начали уже весной, после апрельского пленума Арткома ГАУ, который и определил пути развития отечественных САУ. Вообще КБ завода №8 должно было использовать как базу КВ-7, ибо на заводе №200 сделали партию корпусов этих САУ. Но Петров и его коллектив думали иначе. Фактически машину разработали с нуля, при этом ряд изменений внесли и в конструкцию гаубицы МЛ-20. Машина получилась довольно внушительной, но при этом еще и перетяжеленной. Боевая масса ЗИК-20 достигла 53 тонн, что было даже больше, чем у КВ-2. По этому поводу в ГАБТУ КА было высказано много нехорошего в адрес КБ.
В таком виде ЗИК-20 была изначально, то есть по исходному проекту, который дожил до наших дней. Далее планировалось машину доработать, а также сменить шасси на облегченное. Впрочем, свердловского самохода так и не случилось.
https://www.facebook.com/maschinen.krueger/media_set?set=a.3089038261128519&type=3
Статья по ЗИК-20: https://warspot.ru/5418-shturmovaya-alternativa
|
</> |