Трудно быть богом. Об авторах и соавторах.


Продолжая тему предыдущего поста об авторах и соавторах, хочу поделиться недавними впечатлениями от просмотра фильма по одному из самых значимых произведений братьев Стругацких - "Трудно быть богом". Читала его я лет пятнадцать назад, и, помнится, нашла очень интересным и глубоким. А если учесть когда оно было написано, так еще философским и политически острым для своего времени. И вот совсем недавно в одной беседе с очень интересным человеком вдруг зашла речь о доне Румата. И тут я, неожидано для себя обнаружила, что в памяти-то осталась лишь общая канва романа, ни цитат, ни остальных дейстующих лиц я сходу толком вспомнить не смогла. Вернувшись домой, решила восполнить разом двойной пробел - вспомнить детали книги и одновременно познакомиться с еще одним нашумевшим произведением - фильмом Алексея Германа-старшего по этому роману с одноименным названием. Что-то в 2014 году было, видимо, как-то не до премьеры, но я помнила, что фильм был начат давно, лет двадцать назад, и что Леонид Ярмольник, игравший дона Румату, за эти годы успел состариться.
И вот что я вам скажу...
Первая задача - вспомнить детали - оказалась совершенно невыполнимой. Почему? А вот это уже вторая причина. Фильм невозможно смотреть! Просто невыносимо! С первых минут вы попадаете в атмосферу Средневековья. Но это вовсе не то Средневековье, которое представляла себе я, читая роман пятнадцать лет назад. Я бы очень хотела узнать, как вы представляете себе средние века в Европе. Ну как? Хорошо, скажу как представляю себе их я. Это города с узкими улицами, частью мощенными, с каменными или кирпичными домами, закопченными трубами и узкими стрельчатыми окнами, с небольшими площадями, на которых и торговали , и зачитывали законы, и вершили правосудие. Ночью города погружались во тьму, с грохотом закрывались ставни и засовы, чтобы никакие грабители не проникли внутрь. Думаю, там плохо пахло даже когда не было чумных поветрий, но все же там было место и богатым домам, и даже дворцам. Все же там были городские ратуши и величественные соборы, мосты и фонтаны. И городская стража следила за порядком и держала в узде городской сброд. Так, или примерно так, я представляла себе и средневековый город у Стругацких.
Ну как, совпадает хоть в чем с вашим представлением?
А хотите знать, как представляет себе Средневековье Алексей Герман?
А вот так. Грязь и говнище. Говнище и грязь. И еще раз грязь и говнище. Простите за мой французский...
Все это лезет с экрана прямо на вас. Без всяких 5D вы можете это все обонять - настолько оно зримо и тактильно. Если кого-то макают головой в общественный нужник, то ощущение, что это вас туда макают. Кругом сочится, булькает, ползет по стенам, жирная чавкающая грязь разной степени густоты. В ней утопают сапоги и обмотки башмаков уродливого люда - то ли прокаженного, то ли умственно отсталого. Где Герман набрал такое количество уродливых людей с беззубыми ртами, проваленными и поломанными носами, горбами, с покрытой коростой кожей - ума не приложу. Грим, конечно, понимаю... Всюду сырость, всюду что-то сочиться и капает. Все ходят по колено в жиже и что-то жрут и пьют. Количество действующих лиц не поддается осмыслению - и все они лезут со своей проказой в камеру, мельтешат перед ней, высовывают нечистые языки, рыгают, сморкаются, разглядываю сопли и смеются идиотским смехом. Благородный патрон этого мира - дон Румата в облике Ярмольника - уже почти не отличается от всей это полубезумной братии. Разве что тем, что местами грязь месит не он, а его лошадь.
По поводу напомнить детали. Вы думаете, я хоть что-то разобрала из разговоров? Более невнятной озвучки я в своей жизни не встречала. Все что-то невразумительно бормочут себе под нос, расслышать что именно - совершенно невозможно.
В общем я, как пионер-герой, держалась целых сорок минут. "Сейчас кончится, сейчас все это кончится" - думала я... но надежда становилась все призрачней... и наконец, я двинула бегунок на последнюю треть фильма - и увидела все ту же черно-белую картинку с жирной липкой грязью. Все! Терпение мое лопнуло! Извините, но это дерьмо невозможно смотреть!
Так вот, что я хочу сказать. Герман так увлекся капрофилией - или как называется, когда не сам ешь, а хочешь накормить дерьмом зрителя - что похоронил прекрасный, умный сюжет прекрасных, умных и заслуженных авторов романа. Не представляю какие нервы и какой желудок могут выдержать это "искусство". Кто способен воспринять все это да еще и сделать какой-то умный вывод. Я даже отвращением не могу назвать свои чувства. Мне показалось всё это какой-то... психической болезнью.
Одно могу сказать, что если бы человечество в средневековье жило в таком хлеву, оно попросту вымерло бы. От антисанитарии, от болезней, от тоски. Но Герман, вероятно, хотел сказать что-то свое - остро-преостро политическое. Знаете, может, у него и был шанс сказать это людям, которые и пришли послушать и посмотреть уважаемого мэтра, но он явно сам себя этого шанса лишил. Говорят, народ массово уходил с премьеры, не выдерживая всей этот вонючей жижи и невнятицы. И только бедным кинокритикам приходилось досматривать эту "аллегорию" до конца, ибо это их работа.
Интересно, а как такая интерпретация их романа пришлась братьям Стругацких? Ведь это же их роман, их идея...
Что думаете, уважаемые?
Для общего представления о фильме предлагаю взглянуть на двухминутный трейлер. Для понимания - фильм идет ровно три часа.