Трудно быть богом. Об авторах и соавторах.

топ 100 блогов otrageniya06.04.2020
Трудно быть богом. Об авторах и соавторах.

Продолжая тему предыдущего поста об авторах и соавторах, хочу поделиться недавними впечатлениями от просмотра фильма по одному из самых значимых произведений братьев Стругацких - "Трудно быть богом". Читала его я лет пятнадцать назад, и, помнится, нашла  очень интересным и глубоким. А если учесть когда оно было написано, так еще философским и политически острым для своего времени. И вот совсем недавно в одной беседе с очень интересным человеком вдруг зашла речь о доне Румата. И тут я, неожидано для себя обнаружила, что в памяти-то осталась лишь общая канва романа, ни цитат, ни остальных дейстующих лиц я сходу  толком вспомнить не смогла.  Вернувшись домой,  решила восполнить разом двойной пробел - вспомнить детали книги и одновременно познакомиться с еще одним нашумевшим произведением - фильмом Алексея Германа-старшего по этому роману с одноименным названием. Что-то в 2014 году было, видимо,  как-то не до премьеры, но я помнила, что фильм был начат давно, лет двадцать назад, и что Леонид Ярмольник, игравший дона Румату, за эти годы успел состариться.

И вот что я вам скажу...

Первая задача - вспомнить детали - оказалась совершенно невыполнимой. Почему? А вот это уже вторая причина. Фильм невозможно смотреть! Просто невыносимо! С первых минут вы попадаете в атмосферу Средневековья. Но это вовсе не то Средневековье, которое представляла себе я, читая роман пятнадцать лет назад. Я бы очень хотела узнать, как вы представляете себе средние века в Европе. Ну как? Хорошо, скажу как представляю себе их я. Это города с узкими улицами, частью мощенными, с каменными или кирпичными домами, закопченными трубами и  узкими стрельчатыми окнами, с небольшими площадями, на которых и торговали , и зачитывали законы, и вершили правосудие. Ночью города погружались во тьму, с грохотом закрывались ставни и засовы, чтобы никакие грабители не проникли внутрь. Думаю, там плохо пахло даже когда не было чумных поветрий, но все же там было место и богатым домам, и даже дворцам. Все же там были городские ратуши и величественные соборы, мосты и фонтаны. И городская стража следила за порядком и держала в узде городской сброд. Так, или примерно так, я представляла себе и средневековый город у Стругацких.

Ну как, совпадает хоть в чем с вашим представлением?

А хотите знать, как представляет себе Средневековье Алексей Герман?

А вот так. Грязь и говнище. Говнище и грязь. И еще раз грязь и говнище. Простите за мой французский...
Все это лезет с экрана прямо на вас. Без всяких 5D вы можете это все обонять - настолько оно зримо и тактильно. Если кого-то макают головой в общественный нужник, то ощущение, что это вас туда макают. Кругом сочится, булькает, ползет по стенам, жирная чавкающая грязь разной степени густоты. В ней утопают сапоги и обмотки башмаков уродливого люда - то ли прокаженного, то ли умственно отсталого. Где Герман набрал такое количество уродливых людей с беззубыми ртами, проваленными и поломанными носами, горбами, с покрытой коростой кожей - ума не приложу. Грим, конечно, понимаю... Всюду сырость, всюду что-то сочиться и капает. Все ходят по колено в жиже и что-то жрут и пьют. Количество действующих лиц не поддается осмыслению - и все они лезут со своей проказой в камеру, мельтешат перед ней, высовывают нечистые языки, рыгают, сморкаются, разглядываю сопли и смеются идиотским смехом. Благородный  патрон этого мира - дон Румата в облике Ярмольника -  уже почти не отличается от всей это полубезумной братии. Разве что тем, что местами грязь месит не он, а его лошадь.

По поводу напомнить детали. Вы думаете, я хоть что-то разобрала из разговоров? Более невнятной озвучки я в своей жизни не встречала. Все что-то невразумительно бормочут себе под нос, расслышать что именно - совершенно невозможно.
В общем я, как пионер-герой, держалась целых сорок минут. "Сейчас кончится, сейчас все это кончится" - думала я... но надежда становилась все призрачней... и наконец, я двинула бегунок на последнюю треть фильма - и увидела все ту же черно-белую картинку с жирной липкой грязью. Все! Терпение мое лопнуло! Извините, но это дерьмо невозможно смотреть!

Так вот, что я хочу сказать. Герман так увлекся капрофилией - или как называется, когда не сам ешь, а хочешь накормить дерьмом зрителя - что похоронил прекрасный, умный сюжет прекрасных, умных и заслуженных авторов романа. Не представляю какие нервы и какой желудок могут выдержать это "искусство". Кто способен воспринять все это да еще и сделать какой-то умный вывод. Я даже отвращением не могу назвать свои чувства. Мне показалось всё это какой-то... психической болезнью.

Одно могу сказать, что если бы человечество в средневековье жило в таком хлеву, оно попросту вымерло бы. От антисанитарии, от болезней, от тоски. Но Герман, вероятно, хотел сказать что-то свое - остро-преостро политическое. Знаете, может, у него и был шанс сказать это людям, которые и пришли послушать и посмотреть уважаемого мэтра, но он явно сам себя этого шанса лишил. Говорят, народ массово уходил с премьеры, не выдерживая всей этот вонючей жижи и невнятицы. И только бедным кинокритикам приходилось досматривать эту "аллегорию" до конца, ибо это их работа.

Интересно, а как такая интерпретация их романа пришлась братьям Стругацких? Ведь это же их роман, их идея...

Что думаете, уважаемые?

Для общего представления о фильме предлагаю взглянуть на двухминутный трейлер. Для понимания - фильм идет ровно три часа.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Фото: ИсточникВо многом автобиографичную книгу главного немецко-фашистского ...
Обстрел чучхейцами самсунгов происходит неподалеку от Инчхона. носившему в реакцiонные времена имя Чемульпо. Где "Варяг" с эскадрой Уриу день флотофоба устраивал в общем. Чучхейцы с военной точки зрения хитрые гниды т.к. выбрали весьма ...
Сейчас во Франции проходят выборы президента. Самое время достать открытки из Франции. Первую - просто покажу. А остальные предлагаю разыграть среди любителей французского юмора или всех любителей качественных открыток! Посмтрите на эту ...
Мы проходим сейчас узловое. Процессы стали необратимыми. Войну уже не прекратить, даже если замолчат орудия. Одна элита должна победить другую, хотя пострадают все народы без исключения, в той или иной мере. Многие народы не понимают этого по одной простой причине - отсутствие ...
еще в догонку, клаксон ох... смотровая щель етить.. рыдаю сука ...