Труд общественно-полезный и общественно-бесполезный

топ 100 блогов fixik_papus27.09.2016 Тут вот, стало быть, наш новый министр образования заявил, точнее, заявила, что нужно вернуть мойку школьниками полов в классах.
С объяснением "ученик должен быть "не потребителем маленьким, а созидателем, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями".

Объяснить мою позицию по этому вопросу лучше на примере. Благо такой прямо в прошлую субботу случился.

- Так, сынок, сегодня мы в парк не пойдем. Сегодня у нас есть работа. Будешь мне помогать. По-настоящему. Как взрослый.
У четырехлетнего отпрыска аж глаза заблестели.
- Нам в гаражи привезли самосвал асфальтовой крошки. Ее нужно разровнять на дороге на въезде. Чтобы там была ровная дорога, а не колеи в глине. Берем инструменты - и пойдем.

Такой китайский четырехосный самосвал. Тонн 12 или около того. Сама по себе асфальтовая крошка б/у из-под фрезы - условно-бесплатная. А вот самосвал, ее везущий - стоит денег. Тут ремонтировали дорогу всего в километре, и мы скинулись и заказали самосвал за денюжку малую. Когда-то очень давно въезд в гаражи был асфальтированным, ныне от асфальта остались только следы, там, где никто не ездит. Полноценно ремонтировать - запредельно дорого, да и не нужно при интенсивности движения 0,5 легковушки в час и то не каждый. А вот засыпать щебнем - самое оно.

У папы - БСЛ (большая совковая лопата) и большое железное ведро. У сына - пластмассовая лопаточка для песочницы и пластмассовое игрушечное ведерко. У папы - старый рабочий комбез. У ребенка - комбез, из которого он почти вырос и он скоро отправится на выброс.
Мы оба насыпаем из кучи при въезде в гаражи крошку (она размером крупнее песка, но мельче щебня) каждый в свое ведро, несем в дальний конец дороги и там высыпаем. Я подстраиваюсь под производительность ребенка, чтобы он не обижался. Ребенок пыхтит, но не пищит, работает.
- Смотри, так, как мы насыпаем сейчас - работает экскаватор. Подумай, как можно набрать ведро быстрее?
- Ну, можно зачерпнуть, как воду.
- Попробуй. Так работает драглайн. Что, получилось не очень? А песок в песочнице - получалось? Сообрази, почему. Сообразил? Вот поэтому драглайном грузят легкосыпучие вещества, а землю копают экскаватором обычно. Что еще можешь придумать?

(берет оба ведра).
- Можно двумя ведрами друг к другу толкать, тогда зачерпнется. Только у меня сил не хватает. Папа, помоги!
(помог)
- Вот так работает грейферный захват. По буквам грей-фер.
- Ой, смотри, у моего ведра краешек отломился!
(пластиковое ведерко предназначено для песочницы, а никак не для асфальтовой крошки. Объясняю, почему оно ломается, и почему именно с края)
- Помнишь, я тебе показывал, какие зубья на кромке ковша у экскаватора? Очень прочные. Вот теперь ты знаешь, зачем они там.

И так далее. Также "в процессе" было показано теоретически и закреплено практически, почему лопатой можно насыпать щебенку, а граблями нельзя; зато граблями куда лучше ровнять, чем лопатой. Почему не нужно наступать на грабли (с практическим закреплением навыка, да). А также зависимость массы щебня в ведре от фракции. И так далее.

Где-то через 25 ведер мелкий запищал:
- Папа, я устал!
- Это хорошо. Будешь лучше кушать и крепче спать.
- Но мы же вообще ничего не сделали! Куча и не уменьшилась.

(мелкий готов зарыдать).
- Да, сынок. Если мы будем таскать крошку лопатами и ведрами - нам придется много-много дней здесь работать. Когда-то люди так и делали. Но умные люди стали думать, как сделать эту работу легче и быстрее. И придумали! Через полчаса сюда приедет бульдозер. Да, самый настоящий бульдозер. И всю кучу разровняет. Я попробую договориться, чтобы тебе посидеть в кабине.
(мелкий радостно прыгает на верху кучи. Вообще, настроение у детей может меняться мгновенно).
- Когда ты вырастешь и выучишься - ты сможешь изобретать полезные машины, каких никто раньше не делал. А пока - можно покидать камушки в лужу. Да-да, можно! А еще можно выложить вон там в сторонке камушками в глине свое имя и дату. Помнишь, какой сентябрь месяц по счету? Не помнишь? Давай, загибай пальчики: январь, февраль...

После обеда для закрепления усвоенного - ролики с ютуба. Про самый большой в мире бульдозер, шагающий экскаватор-драглайн и прочая.
В такой ситуации они ребенку куда интереснее мультиков.
А также строительство бульдозера из Лего-Дупло и разгребание им по полу кубиков Лего.

(вечером, засыпая в кровати)
- А когда вырасту - я сделаю робота, который будет сам находить все кубики от конструктора и складывать в ящик!
- Давай-давай. Пока же - в понедельник ты можешь честно всем в садике рассказать, что ты с папой строил настоящую дорогу!


На самом деле, практическая польза от 10 кг асфальтовой крошки, перенесенной ребенком в игрушечном ведерке - строго равна нулю. Польза же воспитательно-образовательная - очень велика.

Но теперь подумаем: а что будет, если день за днем заставлять ребенка таскать асфальтовую крошку? Ну, допустим, кнутом и пряником можно добиться, чтобы ребенок это сделал.
Будет ли от этого польза? Практическая - условно да. Воспитательно-образовательная - строго ноль. Даже минус.
У ребенка с детства выработается отвращение к этой работе. И к любой другой работе (другой-то он не видел!).

Теперь возвращаемся к министерской идее мойки полов школьниками.
Полезно ли это?
Да! Если каждая "бригада" из трех школьников сделает это раза три. Или пять. Не больше.
И не для того, чтобы класс убрать. А для того, чтобы понимать, какая работа у уборщицы, как это делается, уважать и ценить результаты.
А вот после трех (или пяти) раз - нет! Абсолютно вредна.

Для мойки же полов в классе - лучше купить простенький робот-полотер.
(на примере которого заодно можно показать детям массу всего интересного).

Так что на самом деле - министерская идея с детства прививает только лютую ненависть к работе. К такой, а поскольку другой не видят - то вообще к любой.
А что полезно? Полезно - каждые 2 недели устраивать школьникам экскурсию на реальное производство. Желательно с мастер-классом.

Скажете, экскурсии - дорого, робот-полотер - дорого, и уборщица - дорого, а школьники - бесплатные?
Тогда уж давайте детей отправим на ремонте дорог щебенку таскать вместо бульдозера. Представляете, сколько бесплатной рабсилы!
Вот только никаким образованием это и не пахнет. Равно как и желаемым министром "созиданием". А пахнет - средневековьем, да.

От ежедневной мойки полов - никаким "созидателем" не станешь в принципе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Путин в понедельник днем прибыл на вокзальный комплекс железнодорожной станции «Керчь Южная. Новый парк». Там президента встречали министр транспорта Евгений Дитрих, глава Крыма Сергей Аксёнов, врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев, глава совета директоров «Стройгазмонтаж» ...
Существует распространенное мнение о том, что на съёмках советских фильмов, когда в кадре персонажи распивают спиртные напитки, якобы актёры частенько выпивали по-настоящему. Мол, поэтому и сцены с пьянками получались такими реалистичными. Здесь пост с "разоблачением этого мифа" от ...
МВД проверяет актрису Лию Ахеджакову по статье о дискредитации ВС РФ после того, как она вышла на сцену в Бремене с украинским флагом. 85-летняя народная артистка выступала в Германии в июле 2023. Сама Ахеджакова заявила, что флаг она не выносила. Мол, его подсунули провокаторы. ...
Хорошее интервью, даёт представление как весь этот цирк был организован. Всегда в принципе одно и то же, поднимают со дна маргиналов, дают им возможности, маргиналы вытаптывают нормальных людей, меняют, уродуют жизнь, ставят новый режим. Лично могу всё это подтвердить, никчемные, нигде ...
Помню, как-то раз разговорился со своим другом-настоятелем о жизни у них на приходе, где все казалось мне красивым и благочестивым, а он горько усмехнулся и сказал: «Знаешь, как нам еще далеко до нормального христианского отношения друг к другу? Боюсь, моей жизни не хватит, чтобы этого ...