Трилогия космического ужаса
anairos — 07.04.2022 Теги: Льюис Однажды меня спросили, почему мне так не нравятся книги Клайва Льюиса, хотя в детстве я читал их с удовольствием.Я ответил – потому что человек в его мирах унижен до невозможности. По сути, «Космическая трилогия» Льюиса – христианский аналог «космических ужасов» Лавкрафта.
Человек в ней НЕ сотворён по образу и подобию Бога. Образ и подобие Бога – его слуги, меньшие боги. Это чужеродные чудовища, которые своим присутствием помрачают человеческий разум, а прикосновением – убивают тело. Если же они начинают действовать в полную силу – происходят катастрофы космического масштаба.
Люди – игрушка богов. Даже если бы те решили поведать человеку о своих планах, наш разум не смог бы вместить этого знания. Да боги и не трудятся что-либо объяснять – вы же не останавливаетесь поболтать с каждым встреченным муравьём?
Вспомнив тот разговор в очередной раз, я задумался – но ведь Лавкрафт-то мне нравится, и весьма! Я перечитываю его рассказы снова и снова, даже несмотря на их спорный стиль и запредельный пафос. Привлекает меня как раз это ощущение мира, наполненного волшебством и чудесами, пусть даже ужасающими. Не зря Лавкрафт и его литературный круг считаются основоположниками современного фэнтези.
Как следует поразмыслив над этим, я постепенно начал понимать, почему отношусь к этим двум авторам так по-разному.
Боги Лавкрафта, за единственным исключением Нъярлатотепа, ничего не хотят от людей. Они в основном вообще не замечают нашего существования. Немногим избранным удаётся обратить на себя их внимание. Обычно для избранных это ничем хорошим не заканчивается. Для всех остальных боги просто есть и действуют.
Но человеку привычно осознавать, что мир наполнен безразличными могучими силами, превосходящими любое разумение. Само их безразличие обозначает, что мы можем до определённой степени использовать их в своих целях. Океану тоже всё равно, кто в нём плавает, и мы не властны над ним, но это не мешает нам путешествовать по его волнам и извлекать из него полезные вещества и энергию.
Мир Лавкрафта – мир возможностей, он открыт для любого искателя с крепкими нервами и цепким умом. Осторожный, вдумчивый исследователь вполне может действовать в этом мире с пользой для себя и других.
Мой любимый лавкрафтовский персонаж – Рэндольф Картер. Опытный сновидец, он знает законы, по которым живёт волшебный мир. И хотя Картер не владеет никакой магией, он легко находит общий язык с людьми, не вполне людьми, чужеродными чудовищами и даже древними богами.
У Льюиса не так. Его мир тоже полон «Великих Древних», они точно так же чужды нам, жестоки и необоримо могущественны. Но они знают о нас, и более того – считают себя нашими хозяевами. Они все от нас чего-то хотят, все свято уверены в своей правоте, а их могущество обозначает, что человек бессилен что-либо им противопоставить. И автор говорит нам, что это замечательно.
Лавкрафт не устаёт твердить, что с точки зрения смертного Великие Древние – чистое зло, настолько их цели чужды нам. Но Льюис своими Древними восторгается. Твой хозяин силён и мудр. Твой долг, предназначение и высочайшее счастье – повиноваться ему, не задавая вопросов. Послушание само по себе есть высшая добродетель, а вопрос «зачем» – начало греха и погибели.
Лавкрафт и Льюис писали об одном и том же мире. Но первый глядел на него глазами обычного человека, а второй – глазами культиста.
В этом и разница.
|
</> |