Тридцать два оборота боли
novayagazeta — 04.01.2023
«Большой. Сезон» Анастасии Поповой — документальный фильм о жизни Большого
театра.
Монументальное
исследование сегодняшней жизни театра, почти окаменевшего в
символе, в этих выстоявших колоннах и замершей квадриге Аполлона… В
этом волнующем закулисье, где слышны голоса Шаляпина и Неждановой,
гуляет сквозняк полетов и фуэте воспетой Пушкиным полувоздушной
Истоминой и любимицы Сталина Лепешинской. В этом пространстве,
оставшемся живым в переживаниях всех тех, кто сегодня фанатично
стремится на эту сцену.
Мы сами оказываемся
внутри, за «золотым» занавесом в первый постпандемийный сезон.
О том, как здесь
состояться, о цене, которую требует сольная партия, спектакль,
костюм, декорация, — рассказывают премьеры Владислав Лантратов и
Денис Савин, прима Светлана Захарова, оперные солисты Анна Нетребко
и Агунда Кулаева, Андрей Потатурин, управляющий оркестром Александр
Шанин, режиссер-постановщик Евгений Писарев, режиссер оперных
спектаклей Владислав Колпаков, старший мастер Сослан Маргиев,
начальница цеха по изготовлению декораций Татьяна Забалуева. А еще
генеральный директор Владимир Урин, главный дирижер Туган Сохиев,
руководитель балетной труппы Махар Вазиев и, конечно, сам Большой
театр, с его славой, капризами, сложным характером.
Четыре главы, названные по времена года.
Среди сквозных
героев — баритон из Саратовского театра Андрей Потатурин. Пару лет
назад он прислал свое видео, прошел конкурс. И вот уже здесь. На
самой лучшей сцене. Среди теней Глинки, Чайковского,
Рождественского. Репетирует сольные партии. И почему-то становится
еще страшнее. Как доказать, что достоин привилегии здесь быть… До
сих пор он боится гигантской магнетической сцены, на которую
когда-то смотрел, как на Полярную звезду. Есть ли право на ошибку?
За тобой следят те, от которых зависит твоя карьера.
Сцена — как большой медведь: кто кого победит.
Кадр из фильма «Большой. Сезон»
В этом Закулисье
так легко потерять себя. Звучит ли сегодня твой голос? Все ли в
порядке с твоим телом? Связками? Ты должен быть всегда в форме, ты
не можешь выйти на сцену с табличкой «У меня болит нога».
Здесь самые жесткие
профессиональные критерии.
Вот молодая
балерина Маргарита Шрайнер вроде бы все делает идеально,
сверхтехнично. Но руководитель балетной труппы недоволен. Она
получает черную метку: если она не будет дальше расти — беда.
Светлана Захарова
говорит о том, что это не просто работа,
балет — постоянный мучительный поиск в себе чего-то
неправильного, плохого. Нашел — искореняешь.
Здесь все стремятся
к совершенству на грани невозможного. То есть — к недостижимому. И
поэтому конкуренция жесточайшая, ты ежедневно падаешь и
поднимаешься, доказываешь свою состоятельность. Но как только стал
мастером, ощущаешь, что молодые тебя догоняют.
Они выгорают
душевно и физически. У танцовщиков по пять грыж в позвоночнике,
постоянные боли, мениски вылетают, порваны связки, суставы
разболтаны, грим течет в глаза — и на сцене видишь только
ослепительный свет прожекторов. Но есть какая-то чертовская
зависимость — необходимость танцевать спектакль. Солистом или в
кордебалете.
Один из танцовщиков
становится премьером на наших глазах. То есть уже всем видно его
дарование, он танцует серьезнейшие партии, его интеллектом, азартом
и музыкальностью в танце восхищается сам Лантратов.
И вот однажды
закрывается занавес после спектакля, и перед всей труппой Дениса
Савина называют премьером. Он замирает в полной растерянности — не
верит своему счастью.
Евгения Писарева, к
его изумлению, пригласили ставить оперу «Мазепа». Для вокалистов он
— чужой, из космически далекого мира драмтеатра. Он должен стать
своим. И это его личное испытание. Певцы смотрят на него с
недоверием. Сначала надо убедить их и только потом — зрителей.
Писарев говорит о том, что здесь сама историческая сцена
режиссирует спектакль, и ты вдруг чувствуешь себя маленьким,
потерянным в этой позолоченной имперскости.
Кадр из фильма «Большой. Сезон»
И еще очень важная,
сегодня вновь забытая мысль звучит в фильме.
Нельзя спектакль опускать до зрителя, слушателя. Надо
оставаться верным планке искусства. Спектакль — как поединок: надо
не только убедить, но и победить аудиторию.
Ну ладно премьеры, статисты, опытнейший директор театра
Владимир Урин… Но ведь и этот «машинист» сцены посвящает свою жизнь
театру. Или вот прямо сейчас вносят свою лепту в великое искусство
двадцать пять швей: они пришивают тысячами стежков крошечные
тряпочки к гигантскому полотну, которое станет декорацией. Сидят
прямо на полу сгорбившись — ни облокотиться, ни размяться. Это тоже
цена, здесь она у каждого своя.
Вместе они пытаются создать больше, чем мизансцены —
сверхвещество сложнейшего спектакля.
Есть какой-то
секрет в этом служении. Человеку со стороны его не разгадать.
У них каждая опера,
каждый балет — про любовь.
Значит, каждый день их жизни прожит в любви.
Совместное производство компании Star Media и
онлайн-кинотеатра KION в копродукции с немецкой компанией Kinescope
Film. Фильм «Большой. Сезон» был куплен для показа
французско-немецкой вещательной компанией ARTE. Международной
дистрибуцией проекта занимается Autentic Distribution.
Лариса Малюкова, обозреватель «Новой
газеты»
-
Где смотреть: на
платформе KION