«Три билборда на границе Эббинга, Миссури"
uborshizzza — 10.01.2018 Посмотрела фильм, который только что получил «Золотой глобус», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури".Я бы не сказала, что это – шедевр, но, наверное, другие фильмы были слабее.
В фильме, как это часто бывает в Голливуде, отличная актерская игра и интересный сценарий, что, впрочем, неудивительно, так как режиссер фильма и одновременно его сценарист – известный драматург Мартин МакДона. Он еще и один из продюсеров этого фильма – так что это практически авторское кино. У нас его знают по фильму «Залечь на дно в Брюгге», но в нескольких театрах идут спектакли по его пьесам.
Сегодня мало кто позволяет себе поставить фильм по очень простой и однозначной истории. Последним на моей памяти был Линч с «Простой историей» 1999 года. Но для этого, наверное, надо прежде сделать уйму невероятно сложных фильмов.
Вот и здесь традиционная для кино США история про противоборство простого человека и государства в лице его представителей, в данном случае, полицейских, вывернута наизнанку.
У матери, живущей в крошечном городке, зверски убивают дочь-школьницу – изнасилование, во время которого она умерла, а потом труп сожгли. Прошло 7 месяцев, а убийцу не нашли.
Не нашли никого за целых 7 месяцев! Как это может быть! Мы уже готовы негодовать. Минуточку, а когда было по-другому? Да, могут найти убийцу по свежим следам – случается, но если сразу не получилось, то ищут годами. И ведь бывает, что находят чуть не чрез 20 лет.
Но разве мать может столько ждать? Милдред Хейз нужно отмщение здесь и сейчас. Естественно, наше сочувствие на стороне этой женщины. Хотя, выглядит она не самым располагающим образом. Это уже довольно пожилая, лет под 60 сухопарая женщина, одетая во что-то серое, похожее на мешок. Волосы на голове убраны в хвостик, но кажется, что она даже не расчесывается. Она работает в магазине, где продают всякую сувенирную чушь. Там она носит розовую форму. Ее губы плотно сжаты, она никогда не улыбается и только глаза горят огнем фанатички. Играет ее Фрэнсис Луиза Макдорманд – звезда фильма «Фарго» и жена одного из режиссеров этого фильма Джоэла Коэна.
Больше всего Милдред Хейз похожа на кого-нибудь из героев Клинта Иствуда, если бы он вдруг захотел притвориться женщиной. Она не женщина – она карающий меч.
Она ничего не боится, она матерится, спокойно лжет, двое детей (кроме погибшей дочери есть еще сын-школьник) зовут ее мандой – такие нравы в этой семье.
Но актрисе нужно показать, что все же она может проявить какое-то милосердие, раскаянье, понимание.
Вот в машину Милдред кто-то из школьников бросает банку. Она выходит и по очереди спрашивает нескольких детей, кто это сделал. Они не отвечают – она больно бьет их с ноги. Вы можете такое представить?
Католический священник приходит увещевать Милдред, а она ему говорит, что есть такой закон, что член банды виновен в любом преступлении, которое совершила банда, даже если он сам этого не делал и не знал. Церковь - банда. А священник должен отвечать за то, что другие священники насилуют мальчиков - и вон из моего дома!
Или шериф Билл Уиллоуби (Вуди Харрельсон), которого она винит в бездействии, пытается ей объяснить, что он делал все, что мог: проверял всех, кого возможно, на совпадение с ДНК убийцы, но совпадений не нашлось.
- Так возьмите кровь у каждого лица мужского пола, старше 8 лет в этом городе.
- Закон это запрещает. Да и он мог быть не из этого города.
- Возьмите кровь у всех мужчин в США.
- Но он мог быть не из США, а был здесь проездом.
- На вашем месте я бы брала кровь у всех родившихся мальчиков, чтобы когда они кого-то изнасилуют, найти и убить их.
Шериф говорит ей, что он болен раком, и жить ему осталось недолго. Он хочет, чтобы она убрала билборды, которые разместила на последние деньги на границе города. А на билбордах написано: «Шериф Билл Уиллоуби, как же так?», «Она умерла еще, когда ее насиловали», «Почему никто не арестован?».
В ответ на доверительные слова шерифа о своей болезни, Милдред равнодушно отвечает: «Я знаю. Весь город знает. Но когда вы склеите ласты, это уже не будет иметь значения, не так ли?».
Кто бы так сказал в такой ситуации? Мол, мне плевать на то, что ты вот-вот умрешь, раз моя дочь погибла.
Или Милдред сидит в кресле зубного врача, а он сказал ей, что не одобряет ее отношения к шерифу. Так она выхватила у него зубную машинку и просверлила ему большой палец.
Между тем, люди в городе Милдред не слишком поддерживают. Они любят шерифа, жалеют его. У шерифа – прелестная молодая жена, очаровательные дочки – и вот, нужно умирать. А перед смертью его еще позорят. Уже и репортаж сняли, и по телевизору показали, а Милдред там говорит, что полицейские во главе с шерифом только и знают, что ловят чернокожих подростков и пытают их.
Это она об одном случае, когда неуравновешенный помощник шерифа Джейсон Диксон ударил чернокожего подростка.
Кстати, Милдред в полицейском участке повторяет то же самое: «Вместо того, чтобы искать убийц, вы тут пытаете ниггеров». Диксон ее поправляет: «Нельзя так говорить. Это запрещено: мы пытаем не ниггеров, а цветных американцев». И он не шутит. Диксон более, чем туповат. Трудно понять, как он окончил академию. Но недостаток ума Диксон возмещает огромной преданностью шерифу. Ради него он готов убить. А шериф ему потакает. Ему жалко парня: у того умер отец и на руках осталась весьма специфическая пьющая и курящая мать-тиран, которая, однако совершенно беспомощна в реальной жизни. Городок – еще тот: там нормальных людей почти нет.
Диксон является вторым главным героем фильма. Он также агрессивен, мрачен и также повернут на своих идеях, как Милдред.
События приобретают новый ход, когда шериф кончает с собой. Он это сделал потому, что не хотел умирать в мучениях.
Весь полицейский участок рыдал, а безутешный Диксон пошел и выбросил из окна рекламщика, который предоставил билборды Милдред.
За это его уволил со службы новый шериф, которого прислали на смену погибшему. В свете новых веяний это был негр.
Милдред когда-то была замужем за полицейским. Они развелись потому, что, по ее словам, он ее бил. Но мы уже знаем, что верить ей нельзя. Такую побьешь! Скорее всего, они просто дрались, особенно после того, как выпивали, и еще неизвестно, кому больше доставалось.
Бывший муж женился на 19-летней девчонке, которая работала в зоопарке. Это совершенно очаровательное создание. Да как он мог променять 60-летнюю жену на 19-летнюю?
Муж приезжает к Милдред, чтобы ее угомонить, но это бесполезно. И тогда он поджигает чертовы билборды. А Милдред думает, что их спалили полицейские и поджигает полицейский участок.
Сразу скажу, что никто не был наказан ни за эти поджоги, ни за причиненные другим людям травмы. В общем, полиция там, действительно, не слишком надрывалась.
После смерти шерифа Мидред и Диксон получили письма от покойного. Милдред он написал, что оплатил второй месяц ее билбордов, так как надеется, что за это весь город ее возненавидит. А Диксону он написал очень трогательно письмо, что тот на самом деле добрый и станет хорошим детективом, если научится прощать и сострадать.
Диксон как раз читал письмо, находясь в полицейском участке, когда Милдред бросала в него бомбы-зажигалки. Он успел выбежать из здания, но получил ожоги.
Письмо шерифа на него сразу подействовало так, что он сделался хорошим человеком. В больнице его положили в одну палату с изувеченным им рекламщиком. Диксон попросил у него прощения, а рекламщик поил его соком из трубочки. Рекламщик был еще и гей.
В Милдред же человеческие черточки проявляются, когда она вспоминает о дочери. Выясняется, кстати, что в последний раз, когда они виделись, они поссорились. Дочь просила одолжить ей машину, а мать отказала. Она хотела дать ей деньги на такси, но так как дочь сильно дерзила, то не дала. Дочь сказала: «Вот и пойду пешком, надеюсь, что меня изнасилуют», а мать ей ответила: «И я на это надеюсь».
Когда Милдред поджигала участок, она не знала, что там кто-то есть. Поэтому она вышла из своего укрытия посмотреть, что случилось с Диксоном, но тому успел помочь калик. Да, в их городе живет карлик, он продает подержанные автомобили, играет на бильярде и ведет себя как настоящий джентльмен. Еще бы: его играет сам Тирион Ланнистер из «Игры престолов» (Питер Динклэйдж). Карлик сказал полицейским, что Милдред все время была с ним. В благодарность она позвала его на ужин. Кстати, рекламщики восстановили билборды, и карлик помогал их вешать. Но свидание прошло плохо: в том же ресторане сидели бывший муж Млдред и его нимфетка. Бывшие супруги все еще ревнуют друг друга. Но нимфетка сказала умную вещь: зло порождает зло – она это прочла на закладке какой-то книги про лошадей.
Мысль запала Милдред в голову, и она стала задумываться о своем поведении.
А Диксон, который теперь безработный и с обожженным лицом, подслушал в пивной, как один странный мужик рассказывал другому, что изнасиловал девчонку. «А она хоть была горячей?» - «Стала, когда бензин начал гореть».
Мужик этот уже приходил в магазин в Милдред и очень там хамил, говорил, что хотел бы сам изнасиловать ее дочь, разбил фигурку зайца. В общем, явный психопат.
Диксон записал номер его машины, а потом развязал с ним драку. Его целью было заполучить ДНК этого мужика, чтобы сверить с ДНК убийцы дочери Милдред. Он даже позвонил Милдред и рассказал ей о подвижках в следствии.
Но это не было ДНК того убийцы. Об этом Диксону сообщил чернокожий новый шериф. Этот человек даже не был тогда в США, об этом рассказал его командир. «А где он был?» - «Это секретная информация. Но подумай сам: у него есть командир, он был за границей, с секретной миссией…» - «Не понимаю» - «Я дам подсказку: там много песка» - «Хреновая какая-то подсказка».
Тем не менее Диксон что-то сообразил. Он опять позвонил Милдред и сказал ей, что хотя ДНК и не подошло, но этот мужик все равно убийца и изнасиловали сжег где-то другую девушку, а Диксон знает его адрес.
И вот они вдвоем поехали убивать того странного мужика. По дороге Милдред сказала: «Я должна тебе признаться: это я подожгла участок» - «А то кто еще…» - « А ты уверен, что его надо убить?» - «Нет, а ты?» - «Я тоже не уверена, но по дороге решим».
И на этом фильм кончается. А, в самом деле, заслуживает ли тот мерзкий тип смерти? Он, действительно, в Ираке или в Афганистане кого-то изнасиловал и убил, или это его сумасшедшие пьяные фантазии? Имеют ли право Милдред и Диксон его судить, или для этого все же есть судьи и Господь Бог? Но ведь правоохранительная машина практически не работает...
Таким образом, добавление элементов черной комедии и комедии абсурда к драме о борьбе за справедливость дали интересный результат. Зритель задается вопросом: можно ли человеку, пережившему большое горе, никому не сочувствовать и вредить другим людям? Может ли злой человек, получивший указание стать хорошим от кого-то, кого он безумно уважает и беспрекословно слушается, исправиться? Или с тем же рвением, что он творил зло, он начнет творить добро, но вот будет ли оно добром?
Но, на мой взгляд, при всем этом фильм испортила политкорректность, выразившаяся в том, что положительными персонажами без страха и упрека являются только чернокожие (там есть еще эпизодические персонажи: черная подруга Милдред, черный расклейщик билбордов и др.), карлик и гей. Хотя, может быть, и это вписывается в комедию абсурда.