рейтинг блогов

Транссиб и значение Сергея Витте в истории

топ 100 блогов periskop19.10.2016 По заказу Life.ru к юбилею написал большую статью про историю и геополитическое значение Транссиба. Заголовок не мой (они сами делают громкие заголовки и подводки), текст мой. Иллюстрации также подбирал я плюс несколько моих фото со свежей транссибирской поездки.

Частично в этой статье я использовал фрагменты своей старой статьи 1999 года с транссибирского сайта (примерно на 15-20%). Остальное - новое. Статья очень объёмная, перепощивать её нет смысла, поэтому тут хочу акцентировать внимание только на одном её подразделе - "IV. Концентрация полномочий, средств и ресурсов".

С течением времени я всё больше убеждаюсь в том, что сооружение Великого Сибирского пути по принципиальной методике было весьма похоже на осуществление Атомного проекта времён СССР. И в том и в другом случае создавался специальный орган высшего порядка подчинённости - ПГУ в СССР, КСЖД в РИ. Оба они имели специальные полномочия действовать и принимать решения не обычным бюрократическим путём через правительства, а напрямую - в пределах осуществления порученного им проекта. Точно так же оба они могли действовать (и реально действовали) поверх голов региональных руководителей - губернаторов и даже генерал-губернаторов в РИ, первых секретарей обкомов-крайкомов в СССР. Полномочия обеих структур это позволяли. Конечно, ПГУ был всё-таки более серьёзным органом по части реализации своих решений - так и время было несколько другое, менее расхлябанное.


Есть в Новосибирске такой исследователь - Сергей Канн. Он ещё в начале нулевых составлял библиографию Транссиба для моего сайта. Так вот, в числе его публикаций имеются и те, где он исследует полномочия КСЖД (Комитета Сибирской железной дороги), в разных сферах. Например, тут. Я поначалу довольно поверхностно воспринял эти его статьи и не придал им особого внимания. И совершенно зря. В реальности, это ключ к успеху проекта по сооружению Транссиба. Не было бы координирующего органа с полномочиями - строили бы магистраль через пень-колоду лет тридцать. Кроме того, КСЖД занимался попутно и комплексными изысканиями территорий, и переселенческой политикой - ещё за 10-15 лет до хвалёного Столыпина.

К сожалению, КСЖД в империи окончательно прекратил свою работу за месяц до начала русско-японской войны (в декабре 1903), а так бы, скорей всего, мог оперативней решать вопросы, связанные с ускорением строительства Кругобайкальской дороги без бюрократической волокиты. Глядишь, два-три месяца ускорения стройки бы и выиграли - что могло сказаться и на ведении войны. Но, увы, прошлого не поменять.

Второй вопрос в этой связи - оценка личности Сергея Юльевича Витте.
Транссиб и значение Сергея Витте в истории

Как к нему обычно относятся условные "красные"? Гад, царский сатрап, презренный исполнитель самодержавия, слюнтяй в период Первой русской революции 1905 г., "Граф Полусахалинский", который отдал японцам наши территории. Жулик, ввязывашийся в сомнительные комбинации, покрывавший своих подельников на высшем уровне. Короче - сволочь.
(уверен, что и сейчас найдутся "знатоки", которые обильно пообливают его грязью)

Условные "белые" тоже его не особо жалуют, в том числе и нынешние госпропагандисты. Сейчас гораздо больше в моде Столыпин, которого усиленно форсят как пример и даже навязывают. А ведь Столыпин действовал в противоток историческому процессу - пытался расколоть крестьянскую общину и в итоге создал колоссальную напряженность внутри населения РИ, преимущественно крестьянского. По сути дела, распиаренному сейчас как эталонный образец Столыпину большевики должны дать посмертно орден Красного Знамени - за создание революционной ситуации в империи.

А Витте остался в тени. При этом, именно его руками создана вся нынешняя "хребтина" России от Уральских гор до Владивостока - он своей энергией предопределил всю будущую геополитическую конфигурацию в Евразии - вокруг Транссиба. И именно Великий Сибирский путь - который был реально построен к моменту исторических испытаний - дал возможность удержать восточные территории. Не будь его - Забайкалье с Дальним Востоком отхватили бы по кускам у павшей империи более мощные империалистические хищники. Японцы, американцы, да англичанам бы тоже, наверное, что-то досталось.

Витте также предопределил поворот от "американского" пути в развитии железных дорог - он ещё в бытность начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов (с 1889) проводил целенаправленную политику скупки казной частных дорог. Так как был уверен, что эффективность работы железных дорог империи в комплексе под единым централизованным управлением и по единым стандартам будет гораздо выше. То есть выступил против развития железных дорог по "американской" модели тотальной конкуренции на транспорте. Которая сами знаете к чему привела в исторической перспективе.

Ну и самое главное его детище - Великий Сибирский Путь. Именно он стал главным "мотором" выделения реально серьёзных средств на этот сверхпроект, когда занял сперва должность министра путей сообщения, кратковременно (май - август 1892-го), а затем и министра финансов империи (1892—1903).

И как только он встал у руля финансов империи - на строительство Транссиба стали выделяться из бюджета беспрецедентно огромные суммы - которые, да, приводили в ступор современников и попутно рождали ожесточённых и многочисленных противников такой "бесполезной растраты денег в никуда". Потому что если бы средства выделялись в масштабе 1891 года, то Транссиб строился бы лет тридцать-сорок, не меньше. Средства осваивались по-разному: были и злоупотребления подрядчиков, и разные приписки, и всяческие махинации, завершавшиеся затем судебными тяжбами — но в целом строительство шло очень быстро. Уже через пять лет западные участки магистрали начали давать заметный эффект в виде увеличения грузопотока и подъёма местных промыслов, а через десять лет после начала стройки магистраль связала рабочим движением Владивосток и Челябинск, а через него - и Москву с Петербургом.

Витте не был идеалом государственного деятеля. Были у него и серьёзные ошибки. В частности, пресловутый "поворот в Китай" (проект КВЖД) - этим самым он колоссально развил чужую территорию, Маньчжурию и удорожил Великий Сибирский путь на треть - так как после русско-японской войны всё равно пришлось строить дорогу по своей территории (Амурская ж.д.). Но это сегодня мы такие умные, с послезнанием. А для людей 1895-96 гг. казалось, что "Желтороссия" как сфера влияния империи уже в кармане, а японцы - выскочки и желтолицые макаки, неспособные в принципе тягаться с великой державой. Это потом оказалось не так, и дорого обошлось стране.

В историческом плане Витте в конце карьеры не повезло: он пришёл на тушение революционного пожара 1905 г., но с этим не справился - не было у него столыпинской жестокости в подавлении "бунтовщиков". Опять же, эпопея с заключением мира с Японией ("Граф Полусахалинский") - этим он заработал неприятие как черносотенцев, так и либералов. Так что потом тихо угас в разгар Мировой войны, 1915 г., принеся тем самым облегчение императору:

Император Николай II, с которым посол беседовал 3 марта, согласился с тем, что «большой очаг интриг погас вместе с ним» и добавил: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий»

* * *
В общем, если и ставить памятники имперским деятелям конца XIX века - так это, всё-таки, Сергею Витте в первую голову.
Ибо несмотря на свои ошибки и не лучшие свойства характера, он заглянул далеко в будущее и своей кипучей энергией успел создать этот стратегически исключительно важный транспортный сверхпроект. Если бы железку на Владивосток строили маленькими порциями и финансированием через пень-колоду - то Россия сейчас на востоке кончалась бы где-нибудь по Байкалу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
© ...
навеяный чтением в поезде.Итак, милые дамы, представьте себе, что вы - волшебницы, не стареющие столетиями, и могущие выглядеть на столько лет, на сколько вам хочется. Какой возраст вы бы выбрали? На сколько лет вы бы хотели выглядеть? Подчеркиваю, ...
Вы что себе думаете по этому поводу? Сильная женщина держит мужа на коротком поводке, никогда не плачет, зарабатывает больше мужа. Беспрерывно шьёт-вяжет-стирает-закручивает банки. Стерилизует и банки, и квартиру, и мужа... Кто понимает... ...
Приехала ко мне в гости старшая сестра с племяшкой. А племянник дома остался. ОДИН!!! 18 лет кабанчику. И звонит он маме с вопросом. Выбираем варианты. Где лежат деньги? Когда ты вернешься? Что ты мне привезешь? Мама, а можно я к бабушке пойду ночевать??? 18 лет мужику. Девушка есть. ОД ...
По сообщению vesti.ua : Военная часть морской пехоты Украины А - 0669 , которая расположена в Керчи, самораспустилась. Об этом рассказал активист Александр Рудоманов, ссылаясь на телефонный разговор с заместителем командира части по воспитательной работе Алексеем Никифоровым, ...