
Транспорт Стамбула - 1. Трамваи

Но туркам это удалось. Стамбульскую систему транспорта можно считать почти образцовой, она не уступает системам больших европейских городов.
После Украины контраст особо разителен.
Первое, что сразу бросается в глаза, - там ничего не отдано на откуп рыночной стихии, которая якобы сама сделает все, что нужно. Система транспорта едина и подчиняется она городскому муниципалитету, который и отвечает за нее единолично. Второе - что она очень диверсифицирована, состоит из самых разных видов. В Стамбуле есть автобусы, разные виды метро, городские поезда, паромы, трамваи, автобусы и еще всякая экзотическая мелочь.
Но оплата везде унифицирована. На каждой остановке стоят автоматы, где можно купить карточку для оплаты поездок. Там же на нее можно докидывать деньги. Стоимость оплаты зависит от транспорта и для самых распространенных видов находится в районе двух с половиной - трех лир (40-50 американских центов). При пересадках платить надо еще раз, но в течение определенного времени действует скидка.
Что особенно приятно - нигде не злоупотребляют рекламой. Она есть, но занимает скромное место и не портит вид станций.
Хотя самым распространенным транспортом в Стамбуле является автобус, мы начнем с трамвая как более интересного и живописного.
Трамвайных маршрутов всего четыре, все они новые. В соответствии со всемирной модой турки уничтожили старую трамвайную сеть еще в 70-е годы, после чего город стал задыхаться от автомобильного смога, от чего уменьшился поток туристов. Стамбульцы сделали выводы и вернули трамвай, проложив его маршруты в старых районах, особенно в туристических районам.
Реально рабочих линий только две, две оставшиеся представляют собой не столько транспорт, сколько развлечение для туристов.
Самая длинная, самая известная и самая фотогеничная - линия Т1 от Кабаташа через Галатский мост на Султанахмет и далее. До закрытия аэропорта Ататюрка именно она обычно была первым впечатлением от города.
Она идет в основном по выделенной полосе, но в историческом районе проложена прямо по улицам, на которые ограничен выезд личных автомобилей.
Протяженность 20 км, работает 90 трамваев, за сутки они перевозят 300.000 пассажиров.
1. Остановка Чемберлиташ (что переводится как "колонна с обручами" - вот она, справа, осталась еще от Византии).

2. Беязит

3. Султанахмет

Буква "М" на трамваях - эмблема стамбульского метро. Управляют вагонами гордо восседающие турки в белых рубашках и при галстуках. Судя по их виду, должность вагоновожатого почетна и хорошо оплачиваема.
Трамвайные поезда низкопольные, оборудованы кондиционером и указателями, на которых указано, в какую сторону идет рейс и какая следующая остановка. Остановки также объявляет записанный голос. О пересадочных станциях сообщают по-турецки и по-английски.
Трамваидвухвагонные, но каждый вагон как наших два, его половинки соединены гибким сочленением. Куча дверей, чтобы можно было быстро входить и выходить.
Ездят две модели.
4. Это Flexity Swift фирмы "Бомбардье"

Белая эмблема под окном водителя - символ Стамбульского муниципалитета, хозяина линии. Вы еще не раз ее увидите. Обратите внимание: трамвай в рекламе, но она аккуратно вписана в общую окраску, без вырвиглазных цветов.
5. Более новая модель - Alstrom Citadis.

6. Трамваи внутри просторные, удобные, но сидений мало.

7.

8.

9. Зато возле окон сделаны специальные места, чтобы удобно было стоять, опираясь на стенку. Специальные знаки запрещают сидеть, расставив ноги.

10. Остановки сделаны очень продумано. Доступ к ним перекрыт турникетами, которые открываются, если приложить магнитную карточку, поэтому в часы пик очередь остается на улице, не задерживая трамвай. Эти же турникеты работают на выход.

11. На самих остановках легкие стеклянные навесы от дождя. На табло указывается, сколько минут осталось до прибытия трамвая и до какой остановки он будет следовать.

12. Линия смотрится очень эффектно, особенно ночью.

13.

14. Конечная остановка Кабаташ

15.

Линия Т4 и покороче - всего 15 км, не такая нагруженная - 100.000 человек в сутки, и не такая знаменитая, поскольку проложена в жилых районах, которые редко посещают туристы.
16. Здесь бегают корейские LRV34.

17.

18. Кроме них, есть еще ABB, фактически вагоны легкого метро, и сделанные в самой Турции RTE-2014. Первых я не видел, а на турецком трамвае ездил и сфотографировал.

19.

20. Линия Т4 строилась с прицелом превращения при необходимости в метро, поэтому часть остановок тут подземные.

21. Линия Т2 - это чистый аттракцион, курсирующий по главной улице Истикляль между фуникулером и площадью Таксим. Ходит здесь антикварный вагон, причем очень медленно - так, что в него можно заскакивать на ходу, и называется все это "ностальгический трамвай". Отличная и очень популярная выдумка. Вот он днем.

22. А вот ночью.

23. Салон внутри такой же ностальгический. Сиденья деревянные, пол железный и гофрированный, на задней площадке огромный маховик ручного тормоза.

Но можно ехать и на открытой площадке сзади. А можно еще лучше - прямо на подножке и бесплатно, хотя надпись на трамвае сообщает, что так делать запрещено и опасно.
Мне как раз "повезло" ехать рядом с такой пассажиркой-латиноамериканкой. Как только она зацепилась за поручень, тут же достала мобильный телефон, позвонила к себе в Мехико или в Боготу, и восторженно трындела по-испански всю дорогу, описывая свои непосредственные впечатления, и тут же подкрепляя их съемками окрестностей. И все это одной рукой, поскольку второй держалась за трамвай, свисая прямо на улицу.
24. Перед каждый рейсом трамвай осматривают полицейские - турки очень боятся терактов в туристических местах. Видите этот огромный полицейский броневик слева? Он куда больше тех БТР, которые украинская армия поставила на линии разграничения.

Аналогичный ностальгический трамвай маршрута Т3 ходит и на азиатской стороне Стамбула, вокруг улицы Мода. Это очень даже узнаваемые немецкие "Готы". Кто был в Евпатории - тот поймет.
25. Скромное готичное депо

|
</> |
