Харьков - 1


А я живу в Донецке и из тех же соображений люблю ездить в Харьков.
Как-то так получилось, что меня еще в подростковом возрасте стала интересовать архитектура. Красивая, разумеется. В Донецке такой не сильно много, я бы даже сказал, что очень мало. И все, что было, я уже давно видел по многу раз.
Поэтому в Харькове для меня рай - просто ходишь по улицам и наслаждаешься. И щелкаешь все время затвором, не в силах пропустить что-нибудь изящное. Дел у меня там никогда никаких не было, поэтому я во все свои - увы, редкие - поездки только и делал, что ходил и глазел.
Поэтому сегодня редкий для меня жанр - фотоотчет о городе Харькове. Очень субъективный, потому что тут только те здания, которые мне понравились. Однобокий, я бы сказал.
Фотографии делались в разные годы - начиная с 2004-го. Особой логики в их расположении нет, поэтому я буду комментировать по мере необходимости. Только признаюсь сразу: поскольку я не профессионал-архитектор, и в Харькове никогда подолгу не был, могу что-то и перепутать.
Начнем со зданий дореволюционных - которых там немало. Харьков долгое время был большим городом, в котором жили богатые, потому и строили в нем не сараи и бараки, а роскошные каменные дома. Да еще там жил знаменитый архитектор Бекетов (ударение на втором слоге), который застроил своими творениями пол-города. В Великую отечественную много, конечно, пострадало, но много и осталось. Поэтому можно ходить от дома к дому и изучать архитектурные стили.
Вот это, например, классицизм - российское подражание западному стилю, который в свою очередь был подражанием стилю античному.
1.

А это явное барокко. Опять-таки западный стиль - когда заказчикам надоела строгость и холодность классики и они захотели всякого украшательства. Для наших палестин это стиль редкий, сходу вспоминается разве что доходный дом Дувана в Евпатории.
2.

Это я бы тоже отнес к барокко, хотя возможно знаток углядит тут что-нибудь более тонкое.
3.

4.

5.

Ну и это она же. Дом до такой степени украшен, что уже напоминает торт с засахаренными фруктами и фигурами из крема.
6.

В таком стиле раньше очень любили строить доходные дома - то есть те, в которых хозяин сдавал квартиру. Не рабочим, разумеется, а разным лицам изысканных профессий. Вот это с большой вероятностью бывший доходный дом. Для особняка он великоват, а для казенного здания слишком симпатичный.
7.

Вот это Бекетов тоже выстроил что-то такое игривое. Начал с классики, перешел на то же барокко или кваттроченто. Он вообще любил всякую эклектику, и правильно делал.
8.

Вообще-то это дом Харьковского медицинского общества, но чтобы он не был таким серьезным, Бекетов приделал к нему всяких чертиков.
9.

А рядом снова классицизм, чинный и правильный. Без всяких оккультных существ.
Впрочем, петербуржцы скорее скажут, что это петербуржское барокко. Не знаю, почему они так именуют самый что ни на есть классический классицизм.
10.

11.

12.

13.

А теперь мой самый любимый стиль - модерн. Не путайте его с модернизмом - это когда вместо домов одинаковые серые коробки. Модерн был популярен в начале XX века и берет начало в подражание природе, в которой нет прямых линий. Поэтому и дома модерна состоят из плавных кривых, столь приятных глазу.
В Европе этот стиль известен под именем арт-деко, а его венский вариант - как сецесион.
В Харькове таких домов немало.
14.

15.

16.

17.

18.

19.

Модерн настолько красив, что неплохо смотрится даже в полуубитом состоянии, как этот дом справа. Слева - это уже середина XX века, сталинский ампир, на который мы посмотрим позже.
20.

|
</> |