
Трамбо - как демократия боролась с коммунистами


В 1947 году талантливый и известный голливудский сценарист Далтон Трамбо был вынужден предстать перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, обвиняясь в приверженности коммунистическим взглядам. Отказавшись признать за собой какую-либо вину и доносить на своих товарищей, он стал одним из десяти кинодеятелей, которые попали в так называемый «Чёрный список» Голливуда. Они были осуждены на год тюремного заключения, а также им было запрещено в будущем работать в киноиндустрии.
Однако, выйдя из тюрьмы, Далтон Трамбо продолжил заниматься любимым делом - писать киносценарии. Делать это ему пришлось тайно и под различными псевдонимами...
История любой страны действительно полна не только яркими достижениями, но и позорными страницами, которые необходимо перечитывать снова и снова, чтобы ужасы рабовладения или маккартизма больше никогда не становились нормой жизни. «Трамбо» – пример искупительного обращения к теме травли человека, заслуживающего своим талантом всяческих наград и регалий, но волей чужих страхов вынужденного скрываться. Нам стоило бы поучиться делать фильмы такого рода.
Фамилия Далтона Трамбо появилась в титрах «Римских каникул» только в 2003 году на ремастированном DVD знаменитой картины, принесшей опальному сценаристу награду Американской киноакадемии.
Я не стану притягивать к освещению художественного произведения политику, любой мыслящий зритель и читатель легко проведет все параллели между Америкой 50-х и современной Россией сам. Попробую разобраться в том, насколько сильно вина перед Трамбо, память о печальном отлучении его от мира кино повлияли на художественную составляющую картины Джея Роуча, ведь тяжкий груз ответственности порой делает взгляд затуманенным, а исторические факты воспринимаются несколько иначе. И действительно, «Трамбо» легко ловить за руку не только в некоторых фактологических неточностях, но и сам образ Настоящего Коммуниста выглядит как минимум спорно. Впрочем, это проблема взглядов самого Далтона – он, к примеру, выступал за свободу слова, опираясь при этом на опыт СССР, одного из самых зацензурированных государств в истории.
Сравнивать героя Брайана Крэнстона с подлинным Трамбо можно сколь угодно долго, но нельзя не отметить талант актера, его желание перевоплотиться. Ведь недостаточно одной только походки, чтобы стать похожим на своего героя, мало будет сцен с пишущим лежа в ванной Трамбо – чтобы из героя воспоминаний и хроники превратиться в объемный образ, нужно пропустить через себя характер персонажа. И Трамбо Крэнстона в этом плане просто прекрасен – это одновременно необыкновенно талантливый автор и довольно сухой отец и муж, это блистательный оратор, но весьма скромный при этом человек, это настоящая голливудская легенда, но и долгое время остававшийся в тени человек. Противоречивая историческая фигура, именно своей многогранностью дающая раскрыть талант актеру.
Впечатляют и помогающие Крэнстону коллеги. Весьма необычно видеть в серьезных ролях сподвижников опального сценариста комиков Алана Тьюдика и Луиса С.К. Блистательны в своих образах Дайан Лэйн и Эль Фаннинг. Колорита истории добавляют сыгравшие общеизвестных реальных персон Дэвид Джеймс Эллиот, Дин О’Горман и Джон Гудман. Весь вместе актерский ансамбль дарит зрителю увлекательный рассказ, красиво разыгранный и очень хорошо поданный.
Совершенно блистательно(впрочем как всегда) сыграла главного антогониста Хелен Миррен, ее Хедда.
Не стоит смотреть на «Трамбо» как на тщательно задокументированную хронику полувековой давности – выдумки в картине достаточно. Однако упакованная в ленте мораль, выводы о тщетности усилий затоптать талант ногами очевидны и прекрасно продемонстрированы. А главное – Голливуд таким образом в очередной раз принес свои извинения давно почившему Далтону Трамбо и его потомкам. Это дорогого стоит и много значит для будущего. Вот этого у фильма не отнять.
Ну и конечно удивляет, что при 15 000 000 бюджете удалось собрать ТАКОЙ актерский состав и с точностью воспроизвести Америку 50-х.
Моя оценка: 4,5 балла из 5.
|
</> |
