Традиционные свитера поморов
nash_dvor — 22.10.2025
Вязаные свитера-рубахи. Музей "Поморская варежка"
Всем нам хорошо знакомы скандинавские свитера, особенно с
оленями, а вот с отечественной традицией мы, увы, знакомы намного
хуже. А эта традиция существовала и сейчас, к счастью,
возрождается.
Помор около лодки на берегу (река Луда). Русские. Архангельская
губерния. 1887 г. Лейцингер Я.И.
Отправляясь на промысел, мужчины-поморы нередко
надевали поверх обычной рубахи вязаную и теплую. В
разных частях Белого моря у неё были свои имена:
на Кандалакшском берегу её называли "бузурунка" (от
голландского boezeroen - блуза), на Поморском — "норвежская
рубашка", на Онежском — "верховица", а у мурманских поморов —
"поморка". Часто их просто называли теплой рубахой или рубашкой.
Теперь мы называем это джемпером или свитером.
Слева: Летний берег, Унский Посад. Справа:
Супружеская пара среднего возраста в будничной одежде. Начало ХХ
века. Летний берег. Архив СГИАПМЗ Д-1/83
Такие свитеры доставляли из Норвегии или сами вязали по кругу на
спицах, используя нити двух, реже трёх цветов: коричневого, серого,
чёрного, иногда встречались белые. Свитеры были либо одноцветными,
либо украшались орнаментами.
"Мужики пре́жэ са́ми бузурунки веза́ли" — цитирует данную
фразу-воспоминание журналист и активист поморского движения Иван
Мосеев в своём словаре поморской говори.
Бузурунка из Уны на Летнем береге. 1911 г. Национальный музей в
Финляндии в Хельсинки\
Бузурунка из Уны на Летнем береге (находится в экспозиции
Национального музея в Финляндии в Хельсинки) связана из белой и
красной нитей; а рубашка из Яреньги 1935 г. (экспонат Соловецкого
музея-заповедника) связана коричневым узором на белом фоне.
Рубашка из Яреньги
Рубашка. Из шерсти домашнего изготовления, связана в две нитки.
Узор - "кунпасы" (компасы): на белом фоне — восьмилепестковые
розетки коричневого цвета, раппорт 7 х 7,3. Нижний край вывязан в
рубичок, позднее была привязана резинка. Длина изделия 60 см,
Размер по груди 48, длина рукава 49. 1935 год. Летний берег,
Яреньга. Вязальщица А. Б. Гуляева (1901 г. р.). Поступила в 1983
году. Экспедиция музея в деревню Яреньгу Приморского района
Архангельской области.
Рубашка шерстяная мужская (бузурунка). Терский берег, с.
Варзуга. Начало XX в. Мурманский областной краеведческий музей
Композиционное построение вязаного орнамента было достаточно
единообразным по всему Поморью. Двух- трехцветные раппортные узоры
на рукавицах и рубашках равномерно заполняли всю поверхность
изделия.
На Терском берегу полосатый узор называли “рядкй". Линии узора
и фона в поморских орнаментах были одинаковой ширины и могли
взаимозаменяться.
Большинство геометрических узоров вязания были известны в
разные времена многим народам и применялись в ткачестве, вышивке,
вязании и других видах народного творчества.
На тоне, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938
гг. Государственный литературный музей
В Поморье наиболее популярными были узоры с различными
вариантами разветвленного ромба — “крюки", “рачки”, ромба,
разделенного крестами или лучами, и многообразные вариации из
восьмилепестковых розеток, квадратов, треугольников, кривых
линий. Другие варианты узора с восьмилепестковой розеткой
известны под названиями “звёзды", “компасы” (“кумпасы”).
Я.И.Лейцингер. 1887г.
Согласно сведениям, полученным от мастериц из Лопшеньги, в
поморской одежде из шерсти белый цвет был редкостью. Из-за
небольшого количества белых овец, дефицитную белую шерсть
использовали преимущественно для создания аксессуаров, таких как
рукавицы. Вязаные поморские рубахи обычно связаны из
распространенной шерсти в коричневых и серых тонах.

Рубашка шерстяная поморская. Архангельская губ., Поморье.
Конец XIX - начало XX вв. Архангельский краеведческий музей
Их вязали по кругу с низа вверх, скрепляя только в районе плеч
и верхней части рукавов до середины проймы. Вырез был круглым, без
воротника.
Рубашка мужская, связанная на спицах. Летний берег, Луда
Иногда впереди делали небольшой вырез, который застёгивался на
пуговицы или крючки и был отделан тканью.
Слева: Летний берег Белого моря. Автор фото Н.И.
Рождественская. 1930-е гг. Справа: Портрет
Василия Лукича Майзерова в свитере – "рубахе" орнаментального
вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг.
Государственный литературный музей
Чтобы рубаха не задиралась, когда человек поднимал руку, в
рукав вставляли ластовицу. Рубаху можно было заправлять в штаны или
носить навыпуск.
Процесс создания был трудоёмким, оттого вязаные рубахи особо
ценились и часто передавались от отца к сыну.
В.Рождественский. Рыбак. Беломорье. Село Лопшеньга.
1938.
Эти рубашки были в ходу до 1970-х — 1980-х годов, после чего
их ручное производство прекратилось. Старые рубашки распускали, из
их пряжи вязали носки и варежки, поэтому в музейных коллекциях их
осталось немного.
Вязаные рубахи. Музей "Поморская варежка"
В наше время искусство вязания поморских рубах переживает новый
расцвет. В музее, который находится в Визит-центре национального
парка "Онежское Поморье" в деревне Лопшеньга, можно увидеть
удивительную выставку вязаных джемперов, сделанных в поморском
стиле. Они были реконструированы на основе музейных экспонатов и
фотографий, сделанных этнографом Натальей Рождественской в 1930-х
годах. Автором является Галина Челпанова, директор музея
"Поморская варежка" в Новодвинске.
Еще реконструкцию поморского свитера можно увидеть в
Культурном центре "Варяжский двор" - Историко - этнографическом
музее "Средневековый город Сваргас".
Средневековый город Сваргас. Ленинградская область Выборгский
район, проезд Сваргас 2.
Отсюда Отсюда
Начали появляться такие свитера и в продаже в соцсетях, на Ярмарке
мастеров и при музеях.
Пока что в основном это реплики свитеров с сохранившихся
фотографий и из коллекций музеев. Российские дизайнеры
для себя эту тему особо пока не открыли, хотя вот здесь ниже
изображена давно распроданная и чуть ли не единственная коллекция
не от мастериц, а от дизайнера, то есть не копии
Но все еще впереди