Две "Собаки на сене"
nash_dvor — 18.10.2025
Интереснейший факт – пьеса Лопе де Веги, имея значительную
театрально-сценическую историю – на протяжении столетий не сходит с
подмостков! – экранизировалась лишь трижды.
Первый португальский чёрно-белый телефильм 1960 года режиссёра
Артура Рамуш памяти о себе почти не оставил, а вот советская
"Собака на сене" Яна Фрида (1977) и испано-португальская "El perro
del hortelano" режиссера Пилар Миро (1996) стали национальным
культурным наследием как для России так и для Испании.
Кадры из фильмов
Про этом испанцы очень гордились, что им удалось воспроизвести на
экране текст пьесы, написанной в 1618 году, "не изменив ни одной
запятой"
Не скажу, что "аутентичный" вариант лучше. Больше того, он
много хуже. Не фатально, разумеется. Его приятно видеть. Это штучка
для глаз. И только.
Две Дианы. Кадры из фильмов.
Фильм режиссёра Пилар Миро симпатичный, эффектный, местами –
роскошный и при том в нём расставлены совсем другие акценты.
Допускаю, что Лопе де Вега им ближе, а испанка Миро лучше знает
свою классику, чем советский человек Ян Фрид, но …Диана в
исполнении Маргариты Тереховой получилась настоящей дамой, холодной
и надменной, а вот Эмма Суарес вышла хорошенькой и милой
простушкой, этакой girl next door (соседская девчонка).

И опять - две Дианы. Кадры из фильмов.
Тереховская Диана – там читается многостраничная родословная,
дворянская честь, которую невозможно попрать и любовь к Теодоро –
невыносимое страдание. Когда наша Диана снисходит до секретаря -
это почти трагедия для её души (и тела).
Героиня Суарес смотрится, как резвая и смазливая простолюдинка,
взятая покойным графом де Бельфлёр за свежесть младости, и для неё
Теодоро – это нежелательное возвращение к своим "корням". Вот
правда!
Две Марселы. Кадры из
фильмов.
И фраза Марселы, что "…графиня мне родня, она и жалует меня"
звучит вполне правдоподобно. В испанской вариации. Не в советской!
Меня всю жизнь удивляло, как вот это - родня сеньоры?! Где
Терехова-Диана и – где Проклова-Марсела?! Пропасть.
В "El perro del hortelano" (1996) Марсела и Диана – общего поля
злаки, их родство – нормально.
Аристократка Рубенса и - наша советская Диана.
Маргарита Терехова мне всегда напоминала фрейлину инфанты Изабеллы
с портрета Рубенса. Кого может напомнить Эмма Суарес? Фотомодель из
каталога Quelle, демонстрирующая джинсы и белую блузку (красива, но
– не "венец творенья дивная Диана"). Но если бы только это! Какой
мерзковатый и жадный получился Теодоро! Мне жаль их Диану, которая
получит домашнего тирана, что будет самоутверждаться.
Два Теодоро. Кадры из фильмов.
Без сомнения, у персонажа пьесы была не только и - не столько
любовь к изысканной донне, сколько желание возвыситься. Дело не в
статусе даже, но в обладании совершенством. Это нормальное желание
хомо-сапиенса, и во времена Лопе де Вега несильно порицалось,
однако, в советской версии были смещены нюансы и оттенки – наш
Теодоро / Боярский пылает страстью.
Он – великолепен и благороден, тогда как Теодоро / Кармело Гомес –
это нечто среднее между …Новосельцевым и Самохваловым (жутчайшая
помесь). Он сервилен, трусоват, застенчив, но умеет быть нахальным
и не прочь сделать карьеру.
Наш Теодоро глядит прямо, их Теодоро – снизу, чтобы потом диктовать
свои правила сверху. Опять же, занятный момент – герой Михаила
Боярского вполне мог быть реальным сыном графа Лудовико.
Мы теряемся в догадках – уж не волшебное ли совпадение это? А вот
их "правильный" Теодоро - явно не патриций. У него на лице
беспрестанное: "Как бы чего не вышло..." и - чем бы поживиться, не
запачкавшись?
Два Тристана. Кадры из фильмов.
У испанцев хорошо получился Тристан, хотя и здесь до нашего Армена
недотянул

Два Рикардо. Кадры из фильмов.
Рикардо и Федерико у них – проходные фигуры, а у нас –
блистательные соперники, комичные, остро поданные. Одна только
песенка маркиза чего стоит!
Два Федерико. Кадры из фильмов.
Конечно, в комедии Яна Фрида большую роль сыграла потрясающая
музыка, но у Пилар Миро тоже есть хорошие лирические композиции.
При том, что всю эту "лирику" пускают в тех же фрагментах, что и у
нас.
Как бы то ни было, их фильм тоже оставил недурное послевкусие – при
всех его минусах (рядом с нашей-то Дианой!) вещь не на один
раз.

Два финала.
Отмечу креативные костюмы – графиня появляется в ярких, однотонных
платьях единого покроя. Она – этакий цветок, меняющий лепестки. Её
слуги и карлики - в одежде того же цвета. Декоративные решения –
мощные. Кроме того, Миро снимала фильм во дворце маркизов Фронтейра
в Лиссабоне и это зрелище – волшебно. Поэтому обе киноработы надо
смотреть вместе – есть, что сравнивать.
Отсюда