Топливные кризисы в СССР: когда они случались и почему
5koleso — 28.08.2025
Никаких топливных кризисов жители СССР, вроде бы, не знали – все это происходило где-то на Западе. Однако же проблемы с топливом у нас были, пусть под другими наименованиями.
Как известно, в 1928 году, даже в столицах, было всего-навсего восемь заправочных колонок. В конце 1929 года представитель Нефтесиндиката, выступая на заседании московского отделения «Автодора»– общественной организации, созданной для помощи госорганам в автомобилизации СССР жаловался:
«Нефтесиндикат наметил на ближайшие 3 года построить в Москве 33 колонки; пока он построил только 4. В осуществлении этого мероприятия Нефтесиндикат встречает целый ряд препятствий со стороны пожарных органов, отдела благоустройства и пр., которые почему-то считают колонкостроение опасным в пожарном отношении…»
А вот истинный кризис имел место в 1932 году. Оно и понятно: построенный Горьковский автозавод не получал достаточного количества бензина – куда уж дальше то? Работники ГАЗа жаловались, что для запуска собранных двигателей им требовался бензин первого сорта, но в наличии было только дрянное горючее второго сорта. В результате моторы теряли мощность, а машины еле передвигались. Более того, вскоре на ГАЗе вовсе перестали заправлять сошедшие с конвейера легковушки и грузовики, а приехавшим за ними получателям предлагали самим изыскивать для себя бензин. Где и как – никого на заводе уже не волновало.
Реакция партийного и советского руководства на бензиновый кризис была забавной: в стране развернулась массированная агитационная кампания за экономию топлива. Впрочем, одновременно ускорили работы по переводу автотранспорта на другие виды горючего. Прежде всего, речь шла об оснащении автомобилей редкими в ту пору дизельными двигателями и газогенераторными установками, работающими на дровах и древесном угле.
В конце июня 1933 года в Москве за регулирование расхода горючего взялись местные власти. Моссовет начал сам лимитировать и регулировать расходование бензина в крупнейших автохозяйствах Москвы. Заботы об остальном автопарке были переданы районным советам. Все автопредприятия были разделены на категории, и, в соответствии с этим делением, каждое из них получало лимит пробега на одну машину и возможность купить разрешенное количество бензина. Постепенное снижение лимитов и увеличение цен на бензин продолжались и в последующие годы. Причем на личный транспорт начали обращать особое внимание.
Известно, что 15 ноября 1940 года Экономический совет при Совнаркоме СССР ввел нормы потребления топлива для легковых машин. Для частных владельцев лимит расхода бензина для представительского ЗИС-101, который могли иметь только выдающиеся граждане страны, составлял 150 литров в месяц, для ГАЗ-М1 – 70 литров, для ГАЗ-А – 60 литров. Для государственных машин тех же моделей лимиты были значительно выше. Поскольку ЗИС-101 потреблял 25-30 литров на сотню километров, его владелец мог проехать примерно 500- 600 км в месяц.
В послевоенные годы все резко изменилось. Дошло до того, что бензина стало… слишком много! Автохозяйства выдавали шоферам талоны примерно на 50 литров в день, причем с реальной потребностью это связано, вообще говоря, не было. Сдавать неизрасходованные талоны обратно никто не хотел: ведь, если не израсходовал топливо, значит мало ездил, то есть плохо работал! Обычно бензин продавали за полцены частникам.
Кстати, о частниках и кризисах. В 70-е годы особого бензинового ажиотажа не было, однако самих заправок было довольно мало. На трассе М10 часто встречались указатели с нарисованной бензоколонкой и надписями типа «60 км». Нормальным считалось явление, когда перед вами в очереди стоят 5-6 машин. Основной интерес вызывал именно АИ-93, но во многих регионах страны его почему-то почти никогда не было.
А в середине 80-х на АЗС неожиданно стали возникать гигантские очереди – в частности, в столице. Простоять в такой очереди несколько часов стало нормальным явлением. Впрочем, к этому времени в свободной продаже появился бензин АИ-95: он был дороже остальных, а желающих его приобрести было немного. Опять-таки, чтобы не торчать в очереди, некоторые заливали именно его. Случались проблемы с топливом и в лихие 90-е…
В итоге получается, что все шло «нашенским путем». Были дефициты, очереди и воровство, но официальных кризисов, вроде как, и не было. И вся страна ездила!
Что еще почитать:
Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку
Зачем «Жигули» переводили на 76-й бензин: поймут только те, кто жил в СССР
|
|
</> |
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
Празднуем, отмечаем, гуляем...
Изучаем индонезийский вместе
Стихи перед сном. Николай Заболоцкий. Болеро
MARY SHELLEY’S FRANKENSTEIN (1994)
Спасите-помогите!
DOGE -- это вообще
Шекспір
50 лет альбому Styx "Equinox"

