Топ-10 советских брендов, сохранивших популярность и в XXI веке
smapse — 16.05.2022«Красная Москва»
История появления этого парфюма обросла значительным количеством легенд. Согласно одной, это версия «Букета императрицы», марки, подаренной в 1913 году Генрихом Брокаром, мыльным и парфюмерным магнатом, Александре, супруге последнего русского царя. Другие журналисты и авторы городских легенд утверждают, что это результат неудачных копий «Шанель №5» или «Ориджин» Франсуа Котэ, увидевших свет в 1905 году. Наконец, есть точка зрения, что автором рецептуры и вдохновителем работ над ароматом выступила опальная, впоследствии осуждённая как враг народа Полина Жемчужина.
Ни одна версия не подтверждена документально, а представители фабрики и по сей день держат в секрете точную рецептуру. По тем временам, стоимость – пять рублей – была весьма солидной, эквивалентом месячной оплаты коммунальных услуг, но советских модниц это никогда не останавливало.
90-е повлекли два параллельных процесса: представители западного рынка получили возможность продавать свою продукцию в России без ограничений, а отечественные марки, стремительно утратившие популярность на фоне конкуренции, разорялись одна за другой. Фабрике «Новая заря» повезло больше прочих – они сумели найти контрагентов на Западе и продолжают выпускать основные бренды.
Кеды «Два мяча»
Прочнейшие, максимально удобные кеды белого цвета с непривычным дизайном, ярким и запоминающимся лого и рифлением на носке в Союзе появились в 1965 году. Эта обувь встречалась везде – от мультфильмов (в таких разгуливал Волк в «Ну, погоди!») до образов советских звёзд и космонавтов. Наивысшей популярностью пользовались у подростков, хотя стоили немало – 3.90, нередко 4 рубля. Обычные кедики без роду и племени обходились вчетверо дешевле.
В 90-х к кедам народ охладел, предпочитая кроссовки. Казалось, марка была забыта, но в 2016 студент «Вышки» Женя Райков воссоздал бренд и запустил их в продажу по 4-5 тыс. рублей. Разница с прежними – в цветовой гамме и наличии стельки с супинатором.
Фотоаппараты Zenit
Тёплая картинка с эффектным боке неизменно любима фанатами фотографического мастерства. Это главные причины неизменной популярности как марки «Зенит» Красногорского мехзавода, так и объективов «Гелиос». Те и другие — плоть от плоти немецкой трофейной техники, адаптированной и улучшенной нашими умельцами. Подобная камера с хорошим объективом обходилась в прежние времена в 100-400 рублей.
Популярны они и теперь – на вторичном рынке.
В 2010 появилась и цифровая версия легендарной камеры. Это уже не зеркалка, зато со светосильным «Зенитаром» с «дыркой» 1/35. Обойдётся такой красавец при весьма посредственном качестве бортовой электроники в полмиллиона рублей. Оптика хороша, но фанатам красивых аберраций следует обратить внимание на старые камеры и объективы – там ценник куда более щадящий.
Шоколад «Аленка»
В 60-х с утверждением новой продовольственной программы было принято решение о запуске линейки доступного широкой публике молочного шоколада. Повезло с рецептом кондитерам «Красного октября».
Ранние этикетки шоколада были весьма разнообразны. Была даже идея разместить васнецовскую «Алёнушку», но конкурсная комиссия не утвердила проект. В результате многочисленных проб в роли пухленькой девочки в платочке снялась дочка фотографа Саши Геринаса Елена.
Низкая цена и симпатичный ребёнок сделали марку архипопулярной; аналогичная продукция сходила с конвейера на десятках шоколадных фабрик страны. Сейчас это раскрученный бренд. Жаль только, что какао-бобы сменили на сою.
Часы «Победа»
Фронтовой поэт Сергей Орлов, получив «Победу»-механику в подарок от мамы в 1946 году, сказал, что будет жить, пока те ходят. Не обманул: часы и он сам жили больше 31 года. Когда жизнь стихотворца оборвал сердечный приступ, часики были разбиты при падении.
Производство началось в Пензе в год Победы, первая партия составила 10 000 штук при стоимости 475 рублей – больше месячного заработка. В 50-х они пошли с конвейеров на Втором часовом в Москве, делались также в Петродворце и Куйбышеве. Цена снизилась до 340 рублей, а производство выросло в разы. Вскоре эти часы стали вручать в качестве служебных подарков за отличия. Несколько десятков версий производили на экспорт.
В 90-х им не суждено было пережить конкуренцию с Китаем и развал экономики. В настоящее время в Петродворце продолжается мелкосерийный выпуск: китайские механизмы вставляют в отечественный корпус, цена от 7 до 25 тысяч.
Плавленый сыр «Дружба»
Отличная закусь к алкоголю. Производился в Москве на заводе № 1: сливочный сыр стоил всего 23 копейки, неплохо мазался на хлеб и входил в десятки рецептов.
В 90-х право на бренд перешло Останкинскому молокозаводу, но он проиграл конкуренцию «Президенту» и прочим плавленым сырам. В 1996 марку выкупил бывший инженер производственного объединения «Молоко» и продолжил выпуск под маркой «Карат».
Торт «Птичье молоко»
Рецептура лёгкого и нежного суфле-торта, покрытого глазурью из шоколада, была создана легендарным Володей Гуральником из ресторана «Прага». Патент был получен в 1982. Ежесуточно производилось по 2 тысячи штук торта, коробки украшали изображением Жар-Птицы. К юбилейному ужину в честь годовщины Леонида Ильича цехом была изготовлена специальная 15-килограммовая версия тортика. По словам Владимира, это был единственный торт, который оказался по зубам брежневским протезам.
В 90-е «Птичку» растащили по десяткам фабрик и беспощадно надругались над рецептом. Делают её теперь все кому ни лень, но вкус и качество уже не те.
Водка «Столичная»
Рецепт напитка и бренд были разработаны за 3 года до Великой Отечественной, а первый розлив в тару осуществили в Ленинграде во время блокады. Серийное производство началось в 1943, после разрыва кольца немецкой осады. Стоила «Столичная» на несколько десятков копеек дороже прочих водок, потому считалась элитарным продуктом. Поставлялась на экспорт в США с 1973 по 1981, валютная выручка превысила 25 млн. долларов.
В 70-х была чертовски популярна в Америке, её даже полагали единственной настоящей русской водкой, но 90-е оказались катастрофой: «Союзплодоимпорт», правообладатель бренда, утратил на него права после выпуска акций. В 1997 её приобрёл частник и перепродал голландской фирме с таким же названием. Лишь в 2018 продажа прав была признана незаконной, и «Столичная» вновь стала производиться госпредприятием, хотя прежней популярности завоевать уже не смогла.
Костюмы от «Большевички»
Отечественная одежда всегда пользовалась дурной славой. Исключение составляла школьная форма – прочная, надёжная и немаркая, и продукция мануфактуры «Большевичка». В семидесятых она была поставщиком сборной, а в 1945 обшивала солдат и офицеров, прошедших торжественным маршем по Красной площади.
В 90-х некоторое время марку рекламировал Владимир Жириновский, но вскоре перешёл на малиновые пиджаки, и отечественным швеям пришлось искать партнёров на Западе. В начале нулевых на короткое время открылась сеть розничной торговли.
Мотоцикл «Урал»
Ярких цветов байки с колясками производились Ирбитским заводом с 1941 года. Первоначально был военным товаром, но затем появилась и гражданская версия. С распадом Союза завод пережил банкротство.
В 2006 на волне ностальгии по Советам новые собственники запустили производство, но теперь речь идёт об отвёрточной сборке из китайских деталей. Продажи в основном идут за границу: отечественному потребителю не по карману новые «Уралы».