Томск. Татарская слобода
architectstyle — 07.09.2024 Заключение.Тут всего четыре дома, один из них с натяжкой можно к Татарской слободе привлечь, но улица Источная, она была вся в татарской застройке, сейчас большая часть исторических зданий на ней уничтожено.
Оказалось я не всю "татарскую" часть Томска завершил, но то, что я видел и где прошелся, это наверное не более половины от существующего и пока ещё не уничтоженного, уничтожают планомерно.
Улица Трифонова № 17.
Не является охраняемым объектом, можно снести на раз.
Как всегда информация с сайта Град над Томью
Усадьба на углу улицы Источной и переулка Татарского с 23 августа 1882 года принадлежала бухарцам Курбан-Баки Валитовичу, Халиту Валитовичу, Мухамету Розе и Больгиз Календеровым. Она им досталась в наследство от бухарца Батира Календерова.
После смерти Больгиз Календеровой ее доля 7 января 1897 года перешла сыну Курбан-Баки Календерову, а после смерти Халита Валитовича его доля 2 апреля 1902 года досталась дочерям Биби-Майсури Халитовне Календеровой и Хабиб-Джамаль Хамитовне Томендаровой.
10 апреля 1902 года Календеровы и Томендарова продали пустопорожний участок земли за 1400 рублей Сергачской мещанке Азяр-Абдул Гафуровне Сельджутовой.
Сведений о постройке Сельджутовой двухэтажного дома не найдено. В описании усадьбы за 1909 год он уже присутствовал. 9 августа 1911 года Сельджутовой подавалось прошение в Городскую управу на постройку каменных двухэтажных служб (были ли они построены – неизвестно).
В списках домовладельцев за 1915 год Сельджутова продолжала указываться собственником недвижимости. После 1920 года домовладение национализировали. В 1930-х годах на его территории находился двухэтажный деревянный дом и деревянные хозяйственные постройки. Дом сохранился до настоящего времени и продолжает использоваться для жилья.
1.
2.
3.
4. Судя по всему сохранились все три дома которые были на этой фотографии, угловой дом я описывал и показывал ранее, а дома № 13 не видно, возможно это более поздняя постройка.
5. Дом по улице Трифонова № 15 практически не виден, указан как четырехквартирный жилой дом 1917 года постройки, не является охраняемым объектом.
6. Видимо в 2016 году деревья были не такими большими.
7. Трифонова № 13, это просто частный дом с небольшим количеством декора и с небольшой такой "голубятней" во дворе.
8. И если домик это Трифонова кв 1, то видимо голубятня это кв 2.
9. На фотографии 1970-х годов он без пристроек.
Интересно, что на Источной в той или иной степени разрухи, в той или иной степени переделки сохранилось больше десятка деревянных исторических срубов, но даже при планировании поездки у меня этой улицы не было в планах, так же как и всей татарской и около слободе, я должен был зайти в этот проулок, отснять мечеть и выйти вновь на проспект Ленина, а по хронометражу фотографий я тут на 20 минут задержался.
Покопался в документах и понял почему здесь относительная сохранность, так же как проспект Ленина эта часть Томска в охранной зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности, то есть без бумажки с двадцатью печатями тут и делать нечего, но увы, собственники этих памятников архитектуры как умеют, так их и используют.
10.
<
Кстати, на первой фотографии мы видим недостающий элемент дома, то северный прируб отсутствует (а вот на южную сторону я не заглянул), могу предположить, что это дом с благоустройством (то есть я уже знаю, что там были туалеты), знаю примерный принцип в теории, но как это было на практике...у нас в городе в нескольких двухэтажках было такое, мама рассказывала, практически обычный уличный сортир с выгребной ямой внизу, но как оно два этажа обслуживало...
11. Старая фотография с юго-восточного фасада.
Усадьбой по улице Источной с 7 апреля 1900 года владел крестьянин Казанской губрнии, Цивильского уезда, Ново-Ковалинской волости, деревни Баркарчей Шарафутдин Сиразитдинов (Сиразетдинов). Он приобрел землю с деревянным домом и прочими постройками за 700 рублей у Томского мещанина Константина Петровича Петрова.
8 июня 1900 года Сиразитдиновым было подано прошение в Городскую управу на постройку деревянного двухэтажного дома, такого же флигеля и одноэтажных деревянных служб.
Из-за долгов Сиразитдинова Нижегородско-Самарскому земельному банку недвижимость была выставлена на публичные торги, с которых ее 14 июня 1906 года приобрел крестьянин Томского уезда, Нелюбинской волости и села Борис Исаевич Курлянд. 1 июля 1906 года он перепродал ее за 3500 рублей Томскому мещанину Шаги Сайдашеву. Согласно документам, на участке находился деревянный дом. Какой именно – неизвестно.
12. Наши руки не для скуки.
13. Лестничные клетки или холодные сени, интересно как тут квартиры расположены и на сколько они комнат.
14. С противопожарной безопасностью тут полный порядочек, дом прямо готов вспыхнуть для расселения.
23 марта 1913 года Сайдашев занял 20000 рублей у почетного бухарца Мухамет-Набея Мухамет-Алимовича Тушакова под залог имения. 5 февраля 1914 года Сайдашев опять заложил недвижимость. На этот раз 20000 рублей он занял у жены Тушакова – Гайши Шагиевны.
По определению Томского окружного суда от 12 февраля 1916 года Шаги Сайдашев был признан несостоятельным должником по торговли. На все его недвижимое имущество наложили арест
После 1920 года усадьбу национализировали. В 1930-х годах на ее территории находились два деревянных дома (двухэтажный и одноэтажный), а также надворные постройки. К настоящему времени сохранился только двухэтажный дом. Он продолжает использоваться для жилья.
15. Декор для 100+ лет в хорошем состоянии.
16. Цокольный вполне жилой и вход с улицы, эти коробушки это "веранды".
17.
18. На южной части видимо и лестничная клетка жилая, так же есть вопросы по благоустройству этого дома.
Объект культурного наследия регионального значения, охраняется как бы государством.
|
</> |