Церковь Варвары Великомученицы на Варварке

В детстве,когда мы гуляли по тогдашней улице Разина,эта церковь ,используемая как офис какой-то организации,заметно выделялась и привлекала к себе внимание

Деисус, роспись на северном фасаде;
Благовещение Пресвятой Богородицы, роспись на северном фасаде ;
Крещение Господне, роспись на северном фасаде церкви

Воскресение Христово, икона на восточном фасаде церкви Варвары Великомученицы на Варварке в Москве. Вид после реставрации 2014г


Икона на восточной стене основного объема церкви Варвары Великомученицы на Варварке


Образ Всевидящего Ока на фронтоне северного фасада церкви Варвары Великомученицы
Церковь Варвары Великомученицы была построена в Москве в 1514 году зодчим Алевизом Фрязиным недалеко от Кремля. Заказ на строительство церкви поступил от состоятельных купцов-сурожан . В летописи говорится, что церковь возвели "за торгом, против Панского двора". Что такое Панский двор – точно не известно, возможно, в этом месте жили поляки, или, как гласит другая, менее достоверная версия, проживали просто богатые люди. В церкви находился чудотворный образ Варвары Великомученицы, которую начали почитать во времена Ивана Грозного. Спустя некоторое время церковь Варвары Великомученицы приобрела большую популярность в Москве. По имени церкви стали называть улицу, на которой она располагалась, а также угловую башню Китай-города.

Церкви Варвары, Максима, Знамения Богородицы в Зарядье на Петровом чертеже. Конец XVI в.
Церковь, построенная купцами, была, по всему вероятию, небольшая – судя по тому, что и закладка и завершение ее относится к одному и тому же 1514 году. Здание было квадратным в плане, с четырех сторон выступали полукружия. Ее можно было сравнить с церковью Петра Митрополита, расположенной в Высокопетровском монастыре.

Так церковь Варвары могла выглядеть в древности. Современный вид церкви Петра Митрополита Высокопетровского монастыря
Варвара Великомученица, как и Параскева Пятница в Москве считались покровительницами торговли. Наверное именно поэтому церковь поставили в центре московского торгового посада, в месте, где с незапамятных времен селились купцы и ремесленники, где кипела бойкая торговля всевозможными товарами.
В Никоновской летописи тогда было записано: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком», а в Московском летописном своде под тем же годом сообщалось, что «священа бысть церковь святая Варвара против Панского двора Митрополитом Варлаамом, а ставил тую церковь Юрьи Урвихвостов да Федор Вепрь. Того же лета от плечного пояса подписаны пазушины по всей церкви и в алтаре под сводный пояс и в окна первые верхние, то все выписали».
На планах-рисунках Москвы XVII столетия в начале Варварки обязательно изображалась одноглавая церковь (на первом таком плане, так называемом Петровом, показаны три апсиды).

Петров чертеж Москвы. Литография. Конец XVI в.
По описи 1626 г. «подле каменныя стены церкви была церковь деревянная близко улицы» (церковь эту снесли и завели дело о продаже попами и дьяконом церковной земли подьячим). Возможно, что каменная церковь Алевиза дожила до конца XVIII в., когда ее сломали из-за того, что церковь, как писал московский митрополит Платон, «вид имеет недостаточный и нимало благолепия на таковом особливо месте несоответствующий». Нашлись богатые жертвователи, которые вызвались построить вместо нее новую, – это были купец первой гильдии Н.А. Самгин и артиллерии майор И.И. Барышников. Выбор этой церкви, где находился палец Варвары, объяснялся тем, что жены их «Елизавета Ивановна и Анна Ивановна счастливо исцелились от болезней по вере к мощам св. Варвары». Самгины были известными колокольными заводчиками, а вот о Барышниковых сохранилось такое предание: фельдмаршал С.Ф. Апраксин во время войны с Пруссией в XVIII в. отправил с доверенным человеком в Петербург под видом вина несколько бочонков червонцев. Когда знавшая о посылке жена фельдмаршала открыла бочонки, то вместо золота оттуда полилось вино. По преданию, доверенным был мещанин из Вязьмы Иван Сергеев Барышников. Он начал заниматься торговлей, тщательно скрывая источник своего богатства, стал купцом, потом дворянином, зажил большим барином, а его сын Иван стал военным, получил чин майора; ему принадлежал великолепный дворец на Мясницкой, сохранившийся до нашего времени (№ 42).
Жаль, конечно, что церковь Алевиза не сохранилась (как, впрочем, и другие его церкви), но та, которая появилась вместо нее, представляет собой шедевр классицизма. Автором этой церкви, построенной в 1796–1804 гг., считается Родион Родионович Казаков, создавший нарядный центрический храм, увенчанный купольной ротондой, украшенный коринфскими портиками с юга и севера. Внутри церковь очень торжественна – впечатляет единый зал, перекрытый куполом с кессонами (углубления на куполе) замечательного рисунка, дающими иллюзию дополнительного пространства за счет перспективных сокращений.

Церковь в 1888г
Как и многие выдающиеся произведения классицизма, церковь Святой Варвары, несмотря на относительно небольшие размеры, производит воистину монументальное впечатление, которое еще более усиливается, если смотреть на нее снизу,в детстве со стороны гостиницы «Россия»,а теперь уже -парка Зарядье . Церковь поставлена на самом скосе холма, и благодаря резкому понижению рельефа цоколь здания становится значительно более мощным.




Церковь Варвары стояла в окружении рядов, лавок, харчевен – ведь тут, рядом, находился главный городской торговый центр.

Лавочки подходили совсем близко к церкви, так что иногда и службы было проводить затруднительно. Сохранилось немало документов о приведении в порядок местности около нее. Так, в 1781 г. при проверке консисторией (орган церковного управления) оказалось, что близ самого алтаря угнездились три «рыбожаренные» лавочки, «отчего происходит смрад и нечистота, а чрез то для оной Варварской церкви имеется великая неблагоприятность». При тщательном дознании выяснилось, что одна из «рыбожаренных» лавок принадлежала не кому иному, как священнику этой же церкви, а две других – некоему купцу, который предъявил купчие крепости на землю, где стояли лавки. Как могло так произойти, что продали землю у самых алтарей, так и осталось невыясненным, но «рыбожаренье» приказали прекратить. Надо сказать, что такое положение дел было не редкостью в старой Москве: в церковных оградах, под колокольнями, на церковной земле устраивались харчевни, цирюльни, лавочки. В 1806 г. московские власти предложили митрополиту Платону вывести такие неприличные заведения, но он отказался, ответив, что пострадают церковные доходы, от которых кормился и причт.

В советское время церковь, конечно, закрыли, но не сломали, только убрали главку с крестом и уполовинили колокольню (в 1932 г.), внутри же заняли складом, потом различными учреждениями.


В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни.

Церковь Св. Варвары справа, 1968-1972 гг.
Внутри расположилось отделение Общества охраны памятников Московской области, а в 1991 г. церковь передали хозяевам – патриархии.

Храмовый образ на западном фасаде церкви Варвары Великомученицы на Варварке

Росписи на южном фасаде
В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам.



В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак.

Раскоп в 2007 г
На основании архивных данных и натурных исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты
|
</> |