ТоАз - продолжение
tesey — 11.07.2012Читал тут во френдленте про "нового рейдера тоаза (ТольяттиАзота)" г-на Мазепина. Вообще с интересом слежу за новостями про этот завод, как никак системообразующее предприятие по мнению российского правительства - в кризис получали государственную помощь. Вообще тема рейдерского захвата одна из любимых у руководства предприятия. Мне кажется они уже лет пять или больше объясняют рейдерскими атаками недополучение прибыли, недостаток средств на модернизацию производства, долгострой в Тамани, и самое удивительное, что по-прежнему прокатывает.
Мазепин "рейдер" относительно новый, до него в аналогичных посягательствах на химический гигант подозревали Владимира Евтушенкова (АФК "Система"), Андрея Гурьева ("ФосАгро"), Вячеслава Кантора ("Акрон"), Дмитрия Фирташа и Аркадия Ротенбурга (россошанские "Минудобрения"), а также норвежскую компанию Yara и ирландского миноритария Eurotoaz Limited.
На мой взгляд, страшилка про нового владельца, который первым делом будет банкротить завод звучит малоубедительно даже для простых рабочих предприятия. Ну вот допустим поменялась на ТОАЗе власть - не важно, купили, отжали, поменялись активами. Что делать новому владельцу? Банкротить - невозможно, тк градообразующее предприятие и системообразующее производство, т.е. неизбежны масштабные социальные протесты и повышенное внимание власти. Кроме того - потенциал производства огромный, мощности завода по сей день загружены менее чем на половину. А инвестировать в огромный умирающий завод придется столько, что, мне кажется, без государственной помощи не осилит ни один крупный российский бизнес.
Во-первых, модернизация производства, которая необходима заводу для сохранения конкурентноспособной цены на свою продукцию. На ТОАЗе сейчас самый высокий расход природного газа на тонну выпускаемой продукции, а следовательно самая высокая цена в отрасли. По признанию руководства предприятия в 12-м году на модернизацию понадобится 12 млрд. рублей. При этом, прибыль 11-го года составила чуть больше половины этой суммы.
Во-вторых, аммиакопровод в Одессу. С одной стороны помогает экономить на транспортных расходах и снижать цену продукции, но таким образом жесткая привязка к экспорту и условиям мирового рынка минудобрений (на настоящий момент 85% тольяттинского аммиака уходит за границу), а главное - непредсказуемое поведение Украины по территории которой проходит труба - простой завода зимой этого года из-за перекрытия трубы украинской стороной обошелся владельцам в 600 млн. рублей.
В-третьих, долгострой в Тамани, где 12 лет руководство завода пытается построить порт для оптимизации транспортных расходов и снижения рисков. По разным данным в строительство вложено от 200 до 300 млн. долларов. И понятно, что это заемные деньги - не секрет, что у большинства крупных российских предприятий большие долги.
Ну и какой рейдер все это потянет? Только крупные игроки российского химпрома при поддержке государства.