Титан дороже золота
denis_balin — 17.05.2013 В этом году золотые медали украинских выпускников снова станут золотыми. Звучит несколько абсурдно, но что поделаешь? Годом ранее усердные школьники получили медали с покрытием из нитрида титана. Это соединение внешне похоже на драгоценный металл, из него делают желтые металлические коронки «под золото». Этим летом выпускные пройдут правильно: школьники получат медали с покрытием из золота. Номинальная стоимость награды составит чуть более 100 рублей.А вот случай, когда титан и золото решили совместить. Казахские католики получили от польских единоверцев алтарь «Звезда Казахстана». Алтарь выполнен с использованием металлов наивысшего качества, в том числе золота и титана. Передавая «Звезду Казахстана», польские католики сказали: «Мы хотим, чтобы нас объединила совместная молитва за мир на вашей земле и во всем мире».
Не исключено, что титан для алтаря произвели в России: в городах Верхняя Салда и Березники находится крупнейшее в мире титановое предприятие «ВСМПО-Ависма». В пользу гипотезы еще говорит тот факт, что на экспорт идет более 70% продукции. И хотя Римскокатолическая не указывается в списке партнеров ВСМПО, в нем есть немало интересного.
Например, мировой гигант авиастроения Boeing обеспечивает собственные потребности в титане за счет российского металла примерно на 40%. Титановые штамповки ВСМПО используются в проектах Boeing Next-Generation 737 и Boeing 787 Dreamliner. Интересно, что в каждом «Дримлайнере» 30% деталей сделаны из изготовленного у нас титанового сплава, всего их по 10 тонн в каждом самолете.
У ВСМПО давние контакты с «Боингом». Первые контракты были заключены еще в 1997 году. После того, как 2007 году на предприятие пришла корпорация Ростех, сотрудничество с американцами расширилось: во-первых, у «Боинга» появляются новые программы, во-вторых, производство титана в Верхней Салде тоже не стоит на месте. Если в 2007 году «ВСМПО-Ависма» выпустила 27 тысяч тонн титана, то сейчас этот показатель вплотную приближается к 40 тысячам. В прошлом году Ростех продал свой пакет акций менеджменту предприятия, поскольку кризис миновал и участие государства в эффективно работающем предприятии потеряло необходимость. В пользу интереса заказчиков к ВСМПО говорит тот красноречивый факт, что в цеха предприятия захаживают генконсулы США.
«ВСМПО-Ависма» поставляет титан и главному конкуренту «Боинга» – компании Airbus (концерн EADS). Вот что говорит президент Airbus Фабрис Брежье: «Мы закупаем больше титана, чем Boeing. «ВСМПО-Ависма» – наш основной поставщик титана, который покрывает около 60% потребностей компании. Возможно, мы увеличим вдвое его закупки, что обусловлено увеличением использования титана в наших самолетах». Российский металл используется в моделях A 380 и A 350. 380-й самолет одноклассовой конфигурации способен вместить 853 пассажира.
Среди клиентов-тяжеловесов «ВСМПО-Ависма» есть и компания Rolls Royce, которая закупает титан для производства двигателей тех же Boeing и Airbus. Авиация – одна из основных сфер применения титана благодаря его малому удельному весу, а также высокой прочности. К слову, аэрокосмическая корпорация Goodrich закупает в России 90% титана, а бразильские авиастроители из Embraer – все 100%.
Сейчас «ВСМПО-Ависма» имеет заказы от своих партнеров на многие годы вперед. В вечно спешащем мире самолеты летают все быстрее, выше и дальше. Авиастроители из каждой компании соревнуются в том, чтобы сделать лучший в мире самолет, а без титана в этом деле никуда. Поэтому у металла большие перспективы – вполне возможно, что титан скоро станет дороже золота.
|
</> |