ТИЦИАН – УБИЙЦА?
nikonova-alina — 16.04.2024
Часть 1.
Джорджо Вазари был изрядным сплетником. Конечно, его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стал по сути первым настоящим искусствоведческим исследованием, и сохранил для потомков имена множества знаменитых и не очень известных художников и названия и описания их произведений, в том числе и не сохранившихся. Но вот в изложении биографических фактов Вазари чаще всего руководствовался не документами, а слухами, сплетнями байками и легендами. Иногда они не сильно расходятся с официальной и проверенной информацией, а иногда представляют собой совершеннейшую дичь, в которой очень трудно отделить крупицы правды от гор вымысла.
Странной истории, связанной с таинственной смертью художника Джованни Антонио Порденоне, Вазари уделил всего несколько строк (в главе «ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖОВАННИ АНТОНИО ЛИЧИНИО из Порденоне и других фриульских живописцев»):
«…А Джованни Антонио, когда он вернулся в Венецию, сообщили, что феррарский герцог Эрколе вызвал из Германии большое число мастеров, приступивших к выделке шелковых, парчовых, сырцовых и шерстяных тканей в соответствии с его потребностями и распоряжениями. Но так как в Ферраре не было хороших рисовальщиков фигур <�…> ему посоветовали отправиться на службу к этому синьору. Поэтому, так как ему одинаково хотелось приобрести и славу и деньги, он уехал из Венеции и, когда прибыл в Феррару, был принят герцогом весьма ласково. Однако вскоре после приезда он занемог весьма тяжкой грудной болезнью, слег в постель уже полумертвым и, так как ему становилось все хуже, а пособить уже ничем было нельзя, дня через три пятидесяти шести лет от роду он закончил свой жизненный путь. Происшедшее показалось странным как герцогу, так и его друзьям, и в течение еще долгих месяцев многие думали, что он умер от яда. Прах Джован Антонио был погребен с почестями и смерть его опечалила многих, в особенности же в Венеции, ибо Джован Антонио был находчивым собеседником, имел много друзей и приятелей и очень любил музыку, а так как он изучил латинских писателей, то и выражался легко и изящно. Фигуры в его работах всегда были крупные, он обладал богатейшей выдумкой и разносторонней способностью хорошо изображать любую вещь, но особенно решительно и быстро писал он фреской…»
Очевидно, что Вазари склоняется к версии естественной смерти Джанантонио Порденоне, поскольку утверждает, что художник умер от «грудной болезни». С учетом того, что до переезда в Феррару Порденоне вел достаточно активную жизнь и был готов к службе при новом дворе и к реализации новых творческих задач, болезнь вряд ли была хронической. Если верить Вазари, то причиной смерти художника могла оказаться пневмония или какая-то агрессивная форма рака легких.
Но есть и другая версия этой странной истории. Согласно ей однажды, уже после переезда в Феррару, Порденоне обедал в местной траттории и обильно запивал трапезу вином. Вдруг он вскрикнул, захлебнулся, очевидно, потерял сознание, и упал, ударившись лицом о стол. Его отнесли в верхние комнаты, поскольку подобные заведения в те времена сочетали в себе функции ресторана и гостиницы. Порденоне пролежал два дня в коме и умер, не приходя в сознание. Свидетели утверждали, что незадолго до происшествия из дверей траттории выбежал некто, закутанный в черный плащ, а фигурой и походкой этот человек как две капли воды был похож на коллегу Порденоне, художника Тициана Вечеллио. Сразу же родилась версия, что это Тициан специально тайно приехал в Феррару и подсыпал отраву в вино своего соперника, чтобы устранить его раз и навсегда.
У художника, впрочем, оказалось якобы стопроцентное алиби: он как раз в этот день был в Венеции, работал над срочным заказом и никак не мог отлучиться из своей мастерской. Конечно, этому многие не поверили, считая, что его отмазали, потому что ему покровительствовал сам дож. История вполне романтическая и совершенно невероятная, годящаяся разве что для голливудского кино.
Однако исследователи творчества Порденоне отмечают тот факт, что он действительно в последние годы жизни серьезно конкурировал с Тицианом, и оказал определенное влияние на развитие стиля Тициана в 1530-е годы, особенно в том, что касается монументальной живописи. То есть, говоря человеческим языком, Тициан завидовал Порденоне и подражал ему.
Но начнем с начала, поскольку достаточно долгое время истории Порденоне и Тициана шли как бы параллельно.
Джованни Антонио де Саккис (как назвали художника при рождении) родился в селении Кортичелли неподалёку от Порденоне во Фриули. На тот момент эта территория принадлежала Венецианской республике, но по обычаям и традициям была гораздо ближе Словении. Вазари в своей статье о Порденоне обозвал его Джованни Антонио Личинио, перепутав с другим художником, Бернардино Личинио, который некоторое время работал в мастерской Порденоне.
От родительской фамилии де Саккис Порденоне отказался сам и совершенно сознательно. Дело в том, что у него были братья, которых он ненавидел (может, родители их больше любили, может игрушки ломали; а из документов известно, что один из братьев даже ранил его в руку), и потому не хотел носить то же имя, что и они. Сначала Джованни Антонио де Саккис называл себя Де Реджилло, а картины подписывал Antonius Portunaensis. А затем стал именоваться Джанантонио Порденоне по географической привязке к месту рождения, как и многие его современники. Кстати, его ненависть к братьям была связана еще и со взаимными имущественными претензиями, так что он даже нанял убийц, чтобы не делить с ними наследство, за что впоследствии предстал перед судом (к сожалению, судьба братьев Порденоне мне неизвестна, но вероятно, один из них все же погиб от руки киллера). В общем, не был Джанантонио Порденоне бессребреником ни от мира сего, погруженным в творчество, а был вполне решительным и практичным представителем своей эпохи, лишенным всяческих сантиментов.
В то время регион Фриуле был богат талантливыми художниками, и предполагается, что Порденоне начал свое обучение в мастерской Пеллегрино да Сан-Даниэле в городе Фриуле. Есть история, о том, что свой первый заказ Джанантонио получил от некоего бакалейщика из Порденоне. Начинающий художник утверждал, что может нарисовать картину за то время, пока священник служит мессу, и бакалейщик решил проверить его хвастовство. Порденоне с честью выдержал испытание, завершив работу в нужное время, и получил свой первый гонорар.
А тем временем в городке Пьеве-ди-Кадоре недалеко от Венеции делал свои первые шаги в искусстве юный Тициан. Если по поводу Порденоне известно, что он родился в 1484 году, то дата рождения Тициана, сына государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио, до настоящего времени точно не определена. Сам он однажды утверждал, что родился в 1474 году, но это маловероятно. Эту дату Тициан назвал в письме испанскому королю Филиппу II, но тогда он был уже в весьма преклонных летах, и, судя по всему, несколько путался в хронологии. Современные исследователи датой рождения Тициана называют период с 1488 по 1490 годы, так что, скорее всего он был на несколько лет младше Порденоне.
На рубеже 15 и 16 веков (приблизительно в 1500) году Тициан отправился в Венецию, где поступил на учебу в мастерскую Себастьяно Цуккато, выполнявшего заказы для собора Сан-Марко, а затем перешёл в мастерскую братьев Джентиле и Джованни Беллини.
Именно здесь судьба впервые могла столкнуть Тициана и Порденоне, который, как утверждают некоторые из его биографов, также продолжал свою учебу в Венеции в мастерской братьев Беллини.
Продолжение следует…
Инспектор ПДН и школа давят на ребенка: законно ли это и как защитить сына в 2026 году?
За что студента могут отчислить из вуза (и когда стоит побороться за свои права)
Пухновости
Годных для семьи мужчин меньше, чем годных для семьи женщин?
Как все уже отписались неделю назад , в Москве, да и в
Ёлка надежды
Когда XVIII век посмотрел в объектив: единственный дагерротип герцога
Бубубу (любопытные факты, часть 55-я)
Просто шапка

