МАСТЕР ЖЕНСКИХ ПОЛУФИГУР. МУЗЫКАНТШИ. ок.1530

топ 100 блогов nikonova-alina12.04.2024
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. ок.1530. Собрание графов фон Харрах, замок Рорау, Нижняя Австрия
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. ок.1530. Собрание графов фон Харрах, замок Рорау, Нижняя Австрия

        Почему-то искусствоведы бывают крайне занудными, когда речь идет о необходимости как-то назвать неизвестного художника, которому по стилю и манере письма приписывают не одну, а несколько работ. Неизвестный художник круга или мастерской такого-то, мастер такого-то сюжета или алтаря, - максимум на что хватает фантазии специалистов. Хотя в чем-то они и правы, конечно, и такое наименование достаточно точно (хотя и скучно) определяет того, о ком идет речь в исследовании. К этой же традиции относится и имя художника, о котором пойдет речь далее. Это так называемый Мастер женских полуфигур, неизвестный художник, работавший в Нидерландах в первой половине 16 века.

Мастер женских полуфигур. Мадонна с Младенцем
Мастер женских полуфигур. Мадонна с Младенцем
Мастер женских полуфигур. Женский портрет
Мастер женских полуфигур. Женский портрет

Несмотря на то, что имени этого мастера мы не знаем (попытки связать его творчество с работами Жана Клуэ или Ганса Верейка были признаны бесперспективными), все же кое-что искусствоведам выяснить о нем удалось. Мастер женских полуфигур работал в Антверпене примерно в 1530-х годах, имел свою мастерскую и учеников, и его работы характеризуются индивидуальным, присущим только ему и его ученикам, стилем.

Наиболее известной среди работ Мастера женских полуфигур является картина «Музыкантши», хранящаяся в Эрмитаже и два ее авторских повторения из замка Рорау в Австрии и Музея искусств округа Лос-Анджелес.

Сюжеты с изображением музыкантов и домашних концертов стали очень популярны и востребованы в нидерландском обществе с начала 16 века, поэтому скорее всего картина и ее реплики писались под конкретный заказ.

Итак, на картине изображены три молодые девушки, которые музицируют. Это трио, состоящее из флейтистки, лютнистки и вокалистки. Героини расположились у окна в комнате с резными деревянными панелями. Девушки имеют сходный тип лица, так что можно предположить, что перед нами сестры. Хотя есть версия, что это сходство героинь является следствием недостаточной глубины в проработке художником образов девушек, которых он представил только как музыкантш, но не как героинь со своим особым внутренним миром.

Судя по дорогим и модным нарядам, девушки, изображенные на картине, относятся к привилегированному классу, а возможно и даже королевских кровей. Так что очевидно, что музицирование не является для них способом заработка. Напротив, теперь это благородный вид досуга, а также возможность выразить свои чувства и помечтать, естественно, о любви.

        В центре за столом, накрытом темно-зеленой бархатной скатертью с узорной каймой, вышитой золотом, сидит девушка, играющая на флейте, перед ней лежит раскрытая нотная тетрадь и ещё две закрытые книги в розовых бархатных переплетах, возле них, у края стола расположен двойной футляр для флейты. За флейтисткой стоит девушка, играющая на лютне; а слева —певица, которая держит в руках лист с нотной записью. Футляр от лютни висит на стене. В правом нижнем углу красной краской нанесены цифры 2809 - это номер картины в каталоге Эрмитажа 1797 года (когда еще не так трепетно относились к авторскому слою живописи на картинах).

Исследователям удалось выяснить, что ноты, записанные в тетради – это музыка арии французского композитора 16 века Клодена де Сермизи, написанной на стихи Клемана Маро, опубликованные в Париже в 1529 году. Текст, подписанный под нотными строками, гласит:

 Я дам вам радость,

Мой друг, и поведу вас туда,

Куда стремится ваша надежда;

Пока я жива, я не покину вас,

Даже когда я умру,

Душа моя сохранит о вас память.

(Jouissance vous donneray

Mon amy et vous maineray

Là où pretend votre espérance

Vivante ne vous laissaray

Encore quand morte seray

(L’esprit en aura souvenance))

        Последняя строка стихотворения на картине отсутствует, скорее всего, она записана на следующей странице. Известный музыкант (органист) и музыковед Александр Майкапар, который изучал нотную запись на картине, пришёл к выводу, что «у певицы партия сопрано, флейтистка играет по теноровой партии, а лютнистка аккомпанирует по памяти, не глядя в ноты».

        С точки зрения символики оба музыкальных инструмента, изображенные на картине, символизируют любовь, причем флейта намекает на любовь плотскую и чувственную, а лютня – на романтическую и взаимную. На любовный подтекст картины вполне логично указывает и текст, на который написано музыкальное произведение.

        Картину исследовали в инфракрасных лучах, и под живописным слоем было выявлено изображение чернильницы, располагавшейся на краю стола левее нот. По какой причине чернильницу закрасили, непонятно, но темное пятно на ее месте заметно и невооружённым глазом даже на репродукции.

Датировку картины привязывают ко времени публикации стихотворения Клемана Маро, которая известна точно: 1529 год. При этом, на мой взгляд, стоит учесть тот факт, что поэтическому сборнику потребовалось бы скорее всего несколько лет, чтобы попасть из Парижа в Нидерланды. Максимально поздним временем, когда картина могла быть написана, обычно указывают 1550 год, поскольку созданные после этой даты работы Мастера женских фигур из Антверпена или его учеников уже не встречаются.

МАСТЕР ЖЕНСКИХ ПОЛУФИГУР. МУЗЫКАНТШИ. ок.1530

        Авторские повторения «Музыкантш» из Музея искусств округа Лос-Анджелес и австрийского собрания графов фон Харрах, которое выставляется в замке Рорау, отличаются от эрмитажной работы деталями, хотя в целом композиции трех картин совпадают, также, как и внешность девушек. Австрийский вариант ближе к эрмитажному, но отличается более светлым колоритом, деталями одежды (особенно различаются рукава у платья флейтистки) и головными уборами девушек, а также отсутсвием декора скатерти. Зато в этой версии присутствует чернильница, закрашенная на картине из Эрмитажа.

Мастер женских полуфигур. Музыкантши. ок.1530. Музей искусств округа Лос-Анджелес
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. ок.1530. Музей искусств округа Лос-Анджелес

        Вариант из Лос-Анжелоса отличается большим количеством измененных деталей. Так, здесь уже изменены позы героинь, на стене вместо футляра от лютни висит сама лютня, через открытое окно виден пейзаж, а на столе лежат не две, а три закрытых нотных книги, причем меньшего формата. Декор скатерти более богатый: на кайме вышита головка путти, а острые кончики декоративной отделки украшены золотыми кисточками.

         Я бы предположила, что первыми были написаны «Музыкантши» из Рорау, затем композицию почти точно, но с рядом дополнений воспроизвели в эрмитажном варианте, а последней была выполнен версия из Лос-Анжелеса, причем там картину воспроизводили уже по памяти, поэтому и появились такие различия в деталях. Некоторый искусствоведы признают лучшим вариант из Рорау, что также может подтвердить мою теорию.

        Советский искусствовед Николай Никулин в своём обзоре нидерландского искусства 15-16 веков, хранящегося в Эрмитаже так писал о нашем варианте картины:

        «…Картина «Музыкантши» является одной из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Изящные позы музицирующих женщин, грациозные движения тонких нежных пальцев, нарядные платья, сшитые по моде XVI века, драгоценные украшения, а также колорит — блестящие, несколько холодные краски, напоминающие эмаль, — всё это придаёт облику музицирующих изысканность и элегантность…»

         В Эрмитаже «Музыкантши» появились между 1763 и 1773 годом, причем откуда они взялись, доподлинно неизвестно (официальным языком это обозначается как «поступление из неустановленного источника»). При этом сначала в каталоге собрания императрицы Екатерины II 1773 года картина значилась как работа Ганса Гольбейна-младшего, а через сто лет в каталоге Эрмитажа 1863 года ее автором был указан неизвестный художник фламандской школы. В следующем 1864 году директор Берлинской королевской картинной галереи Густав Фридрих Вааген утвверждал, что это работа «современника Яна Мостарта», а Петр Семёнов-Тан-Шанский, дискутируя с немецким искусствоведом, предположил, что автором «Музыкантш» был Ян ван Хемессен. В каталоге 1902 года автора обозвали неизвестным художником нидерландской школы 16 века. И, наконец, начиная с каталога Эрмитажа 1916 года картина значится как работа Мастера женских полуфигур.

        Лос-анджелесский вариант находился в коллекции Вари и Ханса Конов до 1991 года, когда они подарили картину музею.

И, наконец, версия из Рорау, судя по всему, так всегда и принадлежала графам Гаррахам, австрийскому дворянскому роду чешского происхождения.

P.S. Клоден де Сермизи «Jouissance vous donneray». Тhe Giltspur Singers. Дирижер Кристофер Максим. Весенний концерт в церкви св.Ботольфа  (Бишорсгейт, Лондон), 25 мая 2015 г.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На фоне Олимпиады смотреть кино - скучновато, т.к. настоящие ЖИВЫЕ эмоции спортсменов и нарисованные эмоции киногероев - это небо и земля, жырное свежеобжаренное мясцо и пресные сушки. Поэтому вкратце. "Королевство полной Луны" Крайне озадачен ...
...
В 1998 году Виктор Аксючиц подготовил и опубликовал книгу «Материалы правительственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора НИКОЛАЯ II и членов его семьи» . В ней, кроме прочего, содержатся такие документы старшего п ...
Темнее всего ночь перед рассветом. Игры для мобильных телефонов отбросили человечество на десятилетия назад – даже на допотопных пузатых мониторах семидесятых годов диагональ экрана составляла обычно никак не меньше 25 сантиметров. Сейчас, увы, при попытке поиграть на мобильнике ...
86-летняя бабушка (а точнее, уже прабабушка) Валентина Алексеевна Кулешова год ведет страничку в инстаграме , где рассуждает о политике и спорте, делится рецептами и рассказывает о своей молодости. Ее «Заметки бабушки Вали» читают почти 45 тысяч человек. С недавних пор старушка завела ...