РОМАНТИЗМ И ПАТРИОТИЗМ: ПАРА СЛОВ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА 19 ВЕКА
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐаÑилий ТÑопинин. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑÑна ÐÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° молÑбеÑÑом. 1820-е гг. ÐаÑилий ТÑопинин. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑÑна ÐÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° молÑбеÑÑом. 1820-е гг.](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-ee93ea.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4382360/4382360_original.jpg)
В первой половине 19 века на русское искусство свое влияние оказывают сразу несколько факторов. Прежде всего, это стиль романтизм, который стал исключительно популярен в 1810-30 годы. Также большое значение для русского искусства имела волна патриотизма и интереса к своим национальным корням, захлестнувшая русское общество в период войны с Наполеоном. И, наконец, развитию русской культуры и искусства способствовало активное усадебное строительство, а также появление новых культурных центров в российской глубинке и новых художественных школ.
![ÐаÑилий ÐÑиÑеÑников. Ð¥Ñам ÐÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð² паÑке Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ðадеждино». ок.1800 ÐаÑилий ÐÑиÑеÑников. Ð¥Ñам ÐÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð² паÑке Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ðадеждино». ок.1800](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-39c82a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4382608/4382608_800.jpg)
Итак, по всей стране на рубеже 18-19 веков разворачивается строительство усадеб. Старые и новые имения продают и покупают, получают в дар от царя и по наследству, строят и перестраивают. Этот масштабный процесс дает возможность владельцам в меру своих финансовых возможностей и эстетических пристрастий не просто обустроить удобное и комфортное место для жизни, но и выразить свое «я», продемонстрировать свой вкус, свое отношение к миру, к моде и к окружающей действительности в целом. Одни, отдавая дань сентиментализму, строят в имениях «храмы уединенного размышления», другие предпочитают романтизм и поэтому сооружают гроты и руины. В одних усадьбах разбивают регулярные парки во французском и итальянском стиле, в других предпочитают английские, более естественные и хаотичные. Усадебные дома, естественно, украшаются произведениями искусства, которые одни привозят из-за границы или заказывают у модных столичных художников, а другие довольствуются наивными опытами собственных крепостных.
![ÐлекÑей ÐенеÑианов. «ФÑанÑÑÐ·Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ñе кÑÑÑÑ, в команде Ñ ÑÑаÑоÑÑиÑ
и ÐаÑилиÑÑ». 1812. ÐÑбок ÐлекÑей ÐенеÑианов. «ФÑанÑÑÐ·Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ñе кÑÑÑÑ, в команде Ñ ÑÑаÑоÑÑиÑ
и ÐаÑилиÑÑ». 1812. ÐÑбок](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-1fbad1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4382911/4382911_800.jpg)
![ÐлекÑпй ÐенеÑианов. Ðа паÑне. ÐеÑна. 1820-е гг. ÐлекÑпй ÐенеÑианов. Ðа паÑне. ÐеÑна. 1820-е гг.](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-9df6b8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4383078/4383078_800.jpg)
Отечественная война 1812 года вызвала небывалый доселе всплеск патриотизма в русском обществе. Стало модным говорить по-русски, что могли далеко не все дворяне, зачастую считавшие родным французский язык, одеваться в русское платье, имитируя наряды крестьян, интересоваться родной историей, жизнью и бытом простого народа. В эту эпоху органично вписываются первые опыты Венецианова, который писал своих крестьян и их быт в собственном имении с натуры, создавая чрезвычайно поэтические и в то же время достоверные образы.
![ÐаÑилий ТÑопинин. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð.Ð.ÐÑлаÑ
ова. 1823 ÐаÑилий ТÑопинин. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð.Ð.ÐÑлаÑ
ова. 1823](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-e8aedc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4383642/4383642_640.jpg)
![Ðиколай ÐлекÑеев-СÑÑомÑнÑкий. Ð¥Ñдожник Ð.Ð.СÑÑпин Ñ ÑÑениками Ðиколай ÐлекÑеев-СÑÑомÑнÑкий. Ð¥Ñдожник Ð.Ð.СÑÑпин Ñ ÑÑениками](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-b330a6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4383964/4383964_800.jpg)
В эту эпоху искусство становится доступно не только верхушке аристократии. Тропинин уже пишет портреты по заказу купцов, на его картинах появляются мелкие чиновники, представители мещанского сословия, актеры, музыканты. И само овладение рисунком и живописью становится доступным гораздо более широкому кругу талантливых молодых людей. В 1832 году в Москве открывается Училище живописи, ваяния и зодчества. Стараниями местных преподавателей московская школа во многом оказывается альтернативной сухому петербургскому академизму. Школы живописи появляются и в провинции, их создают энтузиасты, например, художник Венецианов в своем имении Сафонково в Тверской губернии, или академик Ступин в городе Арзамасе Нижегородской губернии.
Ведущий художественный стиль первой половины 19 века – романтизм, который уже к 1840-50-м годам трансформировался в критический реализм или же в эклектику. Романтизм предполагал устремление личности к безграничной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу. Однако, эта недостижимость совершенства, которую романтики прекрасно осознавали, вызывала пессимизм, разочарование и так называемую «романтическую иронию».
В странах Запада романтики зачастую обращались в своем творчестве и в своих исследованиях к доклассическому периоду истории и истории искусства своих стран. В эту эпоху были открыты для истории искусств и признаны романское и готическое искусство, народные песни и сказания.
![РОМАНТИЗМ И ПАТРИОТИЗМ: ПАРА СЛОВ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА 19 ВЕКА РОМАНТИЗМ И ПАТРИОТИЗМ: ПАРА СЛОВ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА 19 ВЕКА](/images/main/romantizm-i-patriotizm-para-slov-o-russkom-iskusstve-nachala-19-veka-f948ed.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4384238/4384238_800.jpg)
В России также возникает интерес к истории допетровской Руси, к народному творчеству, к сказкам, песням и былинам, к собственным народным корням. Ощущение национальной самобытности становится особенно сильным и проникает во все слои населения в эпоху Отечественной войны 1812 года и последующих заграничных походов русской армии.