Тыц-тыц

топ 100 блогов schwalbeman11.01.2010
В ленте промелькнули чьи-то сетования по поводу засилья в современной музыке ритм-секции. В старой доброй музыке ритм более подразумевался, чем подчеркивался, а современная музыка написана для дебилов, которые не в состоянии щелкать в такт песне пальцами, если им не помогает назойливый тыц-тыц-тыц1. Этот тезис, с которым я не могу не согласиться, входит в мой шорт-лист претензий к современной музыке. Вот остальные претензии (наверняка что-нибудь пропущу, ну да не беда: в другой раз дополню)

2. Засилье песенной формы. Музыка, дошедшая из былых времен, радует большим жанровым разнообразием. С тех пор куда-то делись клавишные сольные произведения, которых раньше была такая уйма (их аккумулировал джаз, я знаю). Концерты для солирующего инструмента с оркестром. Я уж молчу о симфониях. Оратории. Оперы. Балетная музыка. Танцевальная (но не балетная: вальсы-польки-мазурки-менуэты-жиги-гавоты...). Те же песни (Шуберт). Романс. Хорал. Прелюдия и сестра её фуга. Это все именно разные формы, в которых прячется множество направлений-жанров. Современная музыка тоже показывает некоторое жанровое разнообразие но преимущественно в пределах господствующей формы. И форма эта (солирующий вокал + бэк-вокал и бэкинструментал с необязательным коротеньким инструментальным сольнячком) подавила решительно всё и вся. В качестве свободных от нашествия резерваций сохраняются джаз и... что там ещё? Саунд-трэки к фильмам, вот. Это такой жанр, немного напоминающий балетную музыку прошлого своим несамостоятельным чисто прикладным характером. Короче говоря, беда2.

3. Музыка примитивизировалась вот в каком смысле. Для классической музыки (пусть не для всякой) характерны длинные, содержательные и сложно структурированные музыкальные фразы (в самом расплывчатом смысле этого многозначного термина). В современной музыке (за исключением блюзовых запилов в стиле Пейджа и Планта – и, возможно, за некоторыми другими) музыкальные фразы короткие и легко ложатся на кратковременную память. Юноша, привыкший к року и попсе, не может слушать Баха, Бетховена, Бородина или Брамса (и тех, кто не на "Б" – тоже не может). Для него это всё бессмысленный шелест листьев: в привыкшем к "битлам" мозгу отведен слишком короткий буфер памяти под текущий пассаж, под отрывок мелодии, подвергаемый анализу. Я помню это выражение лица у молодого человека, которому я дал послушать волшебный по красоте фрагмент баховского органного концерта: "тут нет мелодии", досадливо морщась, сказал молодой человек. Но я заставлял и заставлял его слушать снова и снова, я был настойчив, я пользовался некоторым авторитетом... И мальчик порадовал меня новым выражением лица. "Тут есть мелодия", сказал он с неловким удивлением. Старая музыка тренировала головной мозг. Новая музыка предпочитает спинной. Была музыка для мозга. Стала музычка для мозжечка. После длиннющих самосогласованных пассажей поздних симфонистов слушать это попросту скуШно. Нет, я знаю, есть исключения, есть. Но тем же не менее, а ещё и более...

4. У меня есть ещё одна забавная претензия к современной, нет, не музыке, а культуре что ли музыкальной... К самому музыкальному мироустройству. Мне очень не хватает понятия композитора. Почему оно вдруг пропало? Вот играет, допустим, в плеере "Joe Cocker - Summer In The City". Но ведь не Коккер же сочинил эту песню, он даже не первый её спел3. Почему он на переднем плане, а про композитора только в гугле и прочитаешь? Когда я слушаю классическое произведение, то испытываю странные чувства при виде надписи "Пьер Антай - Хорошо темперированный клавир". Но сам интерфейс программы, само устройство музыкальных мета-данных таково, что Антай вынужден там делить место с Бахом и даже зачастую вытеснять последнего. Это не плеер такой непродуманный, это так устроено коллективное сознание, а устроила его таким образом безобразная система лейблов и авторских прав, да горит она в аду. В результате настройка софта для прослушивания и каталогизации классической музыки оказывается неожиданно сложным занятием; я постоянно с этим сталкиваюсь.

Вроде ещё что-то было по теме, надо бы напрячь память...




_____________________________
1 Правило, ясное дело, не без исключений. Pink Floyd, например, обычно весьма деликатно используют ритм-секцию: их ударные именно что играют, а не стучат.
2 Исключения, опять же, есть: одна-две полноценных рок-оперы, несколько рок-ораторий ("The Wall" это, безусловно, именно оратория для солистов, хора и оркестра).
3 То есть я в этом почти уверен и мне лень проверять. При нужде - переправлю.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Год 1993, на тот момент мне было чуть больше 11 лет. Среди сельских мальчишек, в то время, было почетно и даже модно работать помощником комбайнера, но брали туда ...
Котяшки  - анимашки Посмотреть на Яндекс.Фотках klochnata ...
Реально взбесило!!! Совершенно бесперецедентный случай попытки ухода от ответственности! Сотрудник Совета генпрокуроров СНГ, скрывшийся после того как насмерть сбил девушку в Москве, заявил, что ... ПРОДАЛ случайному покупателю машину за ...
Викторианская французская вышивка https://www.proartspb.ru/2024/07/blog-post_16.html ...
опрос проходил здесь Мемориальная доска в честь И.В. Сталина открыта в Доме офицеров поселка Пограничный Приморского края. Мемориальную доску памяти Иосифа Сталина открыли в четверг в приморском городке Уссурийске к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В Республике М ...