­
­

The MET в Лувре

топ 100 блогов green_fr27.01.2025 Ура, сбылось, я пишу про выставку, которая ещё идёт (до сентября 2025 года). В MET ремонт, залы Ближнего востока закрыты, на время ремонта они сделали примерно как неапольский Каподимонте, привезли избранные шедевры в Лувр. Количество привезённого ниже, всего 10 предметов. Но степень вплетения привезённых шедевров в коллекцию принимающего музея на этот раз ещё выше — каждый предмет ставили посередине тематического зала, и отдельно размечали относящиеся к нему местные экспонаты.

1. Документ о продаже / передаче недвижимости от отца к дочери, шумерская клинопись, 2900-2700 годы до нашей эры. Крупные фигуры — это Ushumgal и его дочь Shara-Igizi-Abzu, меньшие фигуры — свидетели транзакции.

The MET в Лувре The MET в Лувре The MET в Лувре The MET в Лувре

Кураторы Лувра говорят, что одежда и причёски на этой табличке конечно же напоминает одежду и причёски с других документов этой же эпохи. Например вот этой вотивной таблички Ур-Нанше, первого известного нам короля Лагаша, 2550-2500 годы до нашей эры.

The MET в Лувре

2. Голова в тюрбане, 2200-2100 годы до нашей эры. Это медный сплав, а металлические предметы мало сохранились с того времени. Голова найдена в Месопотамии, но и внешний вид изображённого человека, и тюрбан на его голове долгое время заставляли приписывать эту статую древним культурам запада современного Ирана. Опять же, медь там тоже есть.

The MET в Лувре The MET в Лувре

Но сравнение с найденным в Гирсу фрагментом каменной головы (XXII век до нашей эры), у которой очень похожий тюрбан, позволяет считать голову из MET шумерской.

The MET в Лувре The MET в Лувре

Тут же рядом выставляется другой экспонат, связывающий два музея: статуя Ур-Нингирсу (тоже король Лагаша, но уже вторая династия), около 2110 года до нашей эры. Статуя с 1924 года в Лувре, голову нашли только в 1947 году, она принадлежит The MET. В 1974 году два музея подписали договор о том, что статуя будет выставляться в них целиком, но по очереди, 4 года в каждом музее. Очередь Лувра была с 2019 по 2023, но из-за ремонта залов The MET её пока что оставили в Париже.

The MET в Лувре The MET в Лувре

3. Клад из Дильбата, 1800-1400 годы до нашей эры. Пишут, что в Месопотамии была традиция закапывать клады в глиняных горшках, но не пишут, для чего это делали. Это один из таких кладов, он найден в начале XX века. Описывают, какому богу соответствует какой медальон: круглые — Иштар (любовь и война), с семью лучами (я не смог найти) — Шамаш (Солнце), в виде молний — Адад (гроза и плодородие), в виде месяца — Син (Луна). В Лувре тоже есть пара медальонов в виде бога Син, начало II тысячелетия до нашей эры — на фотографии справа.

The MET в Лувре The MET в Лувре

4. Статуя тура на коленях с вазой, около 3000 года до нашей эры (какое у него серьёзно-сосредоточенное выражение на морде!). В это время на территории современного Ирана ещё водились туры. Видно не только искусство древних металлургов, но и развитие искусства — бытовая сцена показана не на человеке, а на животном. Тур одет в юбку, передними копытами держит вазу с подношениями богам. Внутри статуи — камни. Видимо, её использовали в качестве шумового инструмента.

The MET в Лувре The MET в Лувре

В тему Лувр показал несколько статуэток в той же самое позе дарения. На фотографии слева — Урук, около 3300 год до нашей эры. И несколько табличек с изображениями туров. На фотографии справа — экономическая табличка, запечатанная цилиндрической печатью. На печати изображены сидящие на коленях бык и лев — видимо, они как раз ведут учёт. Между двумя полосами печати — числа и какой-то текст.

The MET в Лувре The MET в Лувре

5. Топор с двуглавым демоном, диким кабаном и драконом, 2200-1700 годы до нашей эры. В центре изображён демон с двумя птичьими головами. Справа от демона — дракон с львиным телом, слева — гигантский кабан. Демон по религиям того времени помогает в битве Богине-матери, защитнице урожайности и плодородия. В данном случае сражение с представителями засухи и гибели посевов. Это, конечно же, парадный топор. В Лувре тоже есть несколько подобных, но победнее — на фотографии справа топор с головой верблюда.

The MET в Лувре The MET в Лувре

Ещё показали предмет (на фотографии слева_, называется «cachet compartimenté à bélière». Первое слово — это печать, второе слово, видимо, обозначает то, что она с дырочками, третье — что её предполагалось подвешивать и хранить / носить на верёвочке. Печать с изображением птицеглавого демона, опирающегося крыльями на горы. На второй фотографии — фрагмент глиняного шарика-конверта, запечатанного цилиндрической печатью, на которой один из персонажей держит церемониальный топор (на правой фотографии «расшифровка» этой печати). Это всё тоже Бактриан (Центральная Азия), начало II тысячелетия до нашей эры.

The MET в Лувре The MET в Лувре The MET в Лувре

6. Кубок с хищными птицами, 2200-1700 годы до нашей эры. Птички на кубке — это тоже отсылка к Богине-матери и помогающему ей демону. Кубок из электрума — природного сплава серебра с золотом.

The MET в Лувре The MET в Лувре

У Лувра в ответ нашлась пиксида с крышкой (очень, конечно, тажин напоминает). И ещё одну печать, на этот раз с богиней, пьющей из аналогичного кубка.

The MET в Лувре The MET в Лувре

К пиксиде тоже вывесили «расшифровку» изображённого по е периметру — это сцены банкета. Молодцы, что так делают! У меня очень редко получается самому рассмотреть без такой подсказки.

The MET в Лувре

7. Clous de fondation в виде львов, 2200-2100 годы до нашей эры. Русская Википедия не даёт варианта перевода, буквально это «гвозди основания» — предметы, оставляемые, например, в фундаменте строящегося храма, с текстом-посвящением божеству храма. Эти два гвоздя фигурные, с головами льва. Один из Нью-Йорка, другой из Лувра. Лев — очевидный символ силы. Раскрытая пасть, выпущенные когти — он готов защищать вверенную ему надпись (в одном случае по тому же металлу, из чего сделан он сам, в другом — отдельная каменная табличка). Задняя часть льва сжата до формы собственно гвоздя. Текст льва из MET не читается, текст из Лувра говорит о короле Тиш-атале, построившем храм для владыки преисподней, бога Нергала (это самая древняя из известных нам надписей на хурритском языке).

The MET в Лувре The MET в Лувре

8. Ортостат — новое для меня слово. Если задуматься, то смысл даже понятен: прямо стоящий :-) Так называют вертикально стоявшие в мегалитических постройках камни. Этот ортостат из арамейского города Гузана (территории современной Сирии), 1000-800 годы до нашей эры. Каменная плита защищала основание кирпичной стены дворца. Слева изображён человек с увядшим цветком лотоса — это стандартное изображение умершего суверена. Став после смерти богом, он следит за мировым порядком — символизированным двумя быками с человеческими торсами, которые держат пьедестал с Солнцем. Камень, видимо, был угловым, потому что на правой боковой грани у него тоже картинка — воин в звериной шкуре с дубинкой.

The MET в Лувре The MET в Лувре

Лувр говорит, что от этого дворца сохранилось порядка 200 каменных плит, и что у них есть как минимум 4 из них: демон, лев, лучник и неопознанный персонаж (я его не стал здесь вывешивать). Две плиты из базальта, лев — из когда-то выкрашенного в красный цвет известняка (во дворце чередовались два типа плит).

The MET в Лувре The MET в Лувре The MET в Лувре

9. Отличное название для экспоната: ритон с протомой каракала :-) В переводе на человеческий: рог для питья в форме передней части тела большого котика. Территория современного Ирана, 150-50 годы до нашей эры. Конкретно этот ритон скорее не для питья, а для розлива вина во время банкетов. Каракал (они водятся в Иране) украшен виноградными гроздьями, у раструба ритона — плющ. Оба эти растения ассоциируют с культом Диониса (виноград — очевидно, а вот какое отношение к вину имеет плющ?), пришедшем на Ближний Восток вместе с армией Александра Македонского. Ритоны здесь были и до греческого нашествия, но реализм изображения каракала явно под влиянием греческой культуры.

The MET в Лувре The MET в Лувре

Лувр в ответ выкатил более скромный ритон (слева), из глины, с протомой (мне определённо нравится это слово) лошади. На табличке написано «Азербайджан (Иран)» — подразумевается, что мало кто из посетителей знает о существовании Азербайджана? А также серебряный ритон с оленем (Турция, 500-400 годы до нашей эры) и медный с горным козлом («Иран? Ирак?» — вот как пишут, когда есть неопределённость), 550-300 годы до нашей эры.

The MET в Лувре The MET в Лувре The MET в Лувре

Такое ощущение, что в этом месте кураторов Лувра накрыло состояние мамы дяди Фёдора, когда отпуск вот-вот закончится, а у неё ещё три платья не выгуляны. Мы подходим уже к девятому из десяти экспонатов, а им есть ещё столько чего показать! Поэтому два последних ритона они поставили в отдельную витрину, которую затем плотно загрузили другой посудой древней персидской империи. Фотографировать по-отдельности невозможно, одна надежда на малую глубину резкости и способности встроенного в нас изолирования и распознавания изображений. Вот этот горный козёл слева — это ручка от вазы. Верхние его копыта стояли на бортике вазы, задние опираются на маску кого-то среднего между греческим Дионисом и египетским Бесом. Ваза до нас не дошла, а вот вторая ручка сохранилась, она в Берлине, в Antikensammlung. Я удивился, что впервые слышу название такого музея, полез читать — это название не столько музея, сколько некоей коллекции, ещё до Второй мировой войны выставлявшейся в нескольких музеях Берлина. После Второй мировой войны коллекция частично разграблена (как обычно — Москва, Ленинград, Википедия стыдливо пишет фразы типа «были найдены в московском Историческом музее»). То, что осталось в Берлине, в настоящее время выставляется в нескольких музеях Музейного острова и в Шарлоттенбурге — где именно искать брата этого букетана, непонятно.
Справа — чаша для питья в виде цветка лилии. После французской королевской лилии сложно видеть этот цветок в какой-то другой, отходящей от канонической формы. В табличке используют слово фиала — очень хочется увидеть в этом родственное слово к «пиале», но у того непонятная этимология (редкое слово, русская Википедия приводит слабо документированную персидскую этимологию, все остальные цитируют русскую).

The MET в Лувре The MET в Лувре

Если глядя на предыдущую мисочку, не можешь не задаться вопросом «господи, и как же это мыть?», то в этой мисочке просто видится прагматизм à la IKEA. Выделяется лишь бугорок в центре — он называется «омфал», в честь пупа земли в Дельфах. Сбоку две надписи. Та, которую лучше видно, на арамейском — имя анатолийского священника, первого хозяина. Вторую надпись рассмотреть сложнее (она под первой, то есть, на фотографии будет справа), надпись по-гречески, там имя одного из последующих хозяев.

The MET в Лувре The MET в Лувре

Ещё одна тарелка с надписью арамейским. Здесь можно и буквы рассмотреть, и текст на табличке указан — имя «Тирифарн». В арамейском пишутся только согласные, поэтому не совсем понятно, как получилось 6 букв вместо 5. Более того, и я опознал только 5: «

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
И, не знаю, почему у меня такие чувства к Стамбулу? ibuzn from Unsplash " title="Photo by ibuzn from Unsplash " fetchpriority="high" /> Photo by ibuzn from Unsplash Я, ...
Это костюмы для съемок,выступлений. Примерять на себя не нужно. ...
3-ого декабря стояла приятная погода - обычная для этого времени года. Было не жарко, не холодно. Приятно было и людям - и птицам. Приглашаю вас погулять с нами. Пасека. Эвкалиптовая ...
Многие меня спрашивают: " А вы видели фрески в церкви Ильи Пророка?". Видели конечно, и кое-что фотографировали, но сначала посмотрим на эту церковь снаружи. Она построена тоже в XVII веке и мало отличается от описанной мной схемы - пятиглавие (барабаны световые), галерея, приделы, ...
            Как-то занес меня, сами знаете, кто, на распродажу в наш торговый центр. Он же, полагаю, подкинул на моем пути и знакомую с неудобопроизносимым для русского уха именем Ессика(это немецкий вариант «Джессики». ...